2023-10-10
9 октября 2023 года в новом здании РНБ открылась выставка «Жизнь как подвиг: священномученик Философ Орнатский в Российской национальной библиотеке».
30 октября в Петербурге отмечают День политзаключённого СССР – День памяти жертв политических репрессий Российской Федерации.
Объявляем минуту молчания по всем погибшим, пропавшим без вести и тем пострадавшим от советского государственного террора, кто не дожил до наших дней.
Во время церемонии «Хотелось бы всех поимённо назвать» читаем имена на Троицкой площади, в саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и у памятника Фёдору Достоевскому.
Начинаем именами расстрелянных во время Красного ленинского террора, продолжаем именами расстрелянных во время Большого сталинского террора.
Публиковать имена жертв террора разрешили во время Большой оттепели конца 1980-х – начала 1990-х годов.
В Петербурге начали с имён расстрелянных во время Большого сталинского террора. Российская национальная библиотека издаёт многотомный «Ленинградский мартиролог 1937–1938 годов».
Однако работая в архиве госбезопасности, я постепенно изучал расстрельные документы предыдущего и последующего периодов.
Вот 1922 год. Ищу имена священномученика Вениамина и его расстрелянных товарищей. Документа нет. Вероятно, расстреляны в Москве.
Вот 1921 год. Вижу документы о расстреле Николая Гумилёва и его однодельцев. Обнародовал.
И вот, наконец, передо мной документ особой для нас важности. Уполномоченный чекист Рикс, следователь по делу об убийстве Урицкого, подаёт справку начальнику учётного отдела чекисту Пиппару:
«Представляю здесь случайно мною обнаруженный среди выброшенных бумаг список расстрелянных во время "Красного Террора" в Петрограде. Принимая во внимание, что означенный исторический документ исключительный и оставшийся, считаю необходимым, чтобы его подшили и встречающиеся фамилии зафиксировать на карточках».
Справка датирована 28 октября 1921 года, то есть через три года после массовых расстрелов заложников.
Именно по данному списку пятисот расстрелянных осенью 1918 года мы читаем в День памяти 30 октября:
Орнатский Философ Николаевич, 58 лет, протоиерей – расстрелян «как белогвардеец».
Орнатский Борис Философович, 31 год, офицер русской армии – расстрелян «как белогвардеец».
Орнатский Николай Философович, 32 года, военный врач – расстрелян «как белогвардеец».
1918 год. Начало советских злодеяний. Начало массовых гонений на верующих всех конфессий. Имена Орнатских помянуты в «Санкт-Петербургском мартирологе» (СПб., 2017).
Вместе с Ильёй Васильевичем Поповым готовим к изданию «Петроградский мартиролог 1917–1923 годов».
А вот книга, отражающая апофеоз гонений на всех неблагонадёжных в Советском Союзе: «Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года» (СПб., 2014). На учёте у митрополита Алексия (Симанского), будущего патриарха, значились 1274 священно- и церковнослужителя. Из них, как выяснилось при подготовке книги, расстреляны более 800.
В действующей Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий приведены такие цифры:
В 1991–2014 годах органы прокуратуры вынесли 3 774 903 решения о реабилитации пострадавших.
В Концепции сказано:
«Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».
Но именно это мы сейчас переживаем. Кому-то никак не отказаться от оправдания злодеяний и почитания злодеев. Кому-то непременно нельзя прожить без Ленина, кому-то – без Сталина.
Нам надо твёрдо стоять на своём и рассказывать детям о жизни и подвигах жертв советского террора.
Не исключаю, что доживу до новой оттепели и нового открытия засекреченных документов. Наша задача – превращать места злодеяний в места памяти и беречь памятники жертвам репрессий от негодяев.
Всем светлых дней. Никакого уныния. Имена Орнатских – с нами в пути.
Анатолий Разумов