Восьмого и девятого мая поминаем погибших, пропавших без вести, пострадавших. Конец войне!

2021-05-09

 

Восьмого и девятого мая поминаем погибших, пропавших без вести, пострадавших. На поздравление с праздником всегда отвечаю «Ура! Конец войне!».

Первый праздник Победы над Войной я отмечал в 1965 году в Берлине. Отец, инженер-капитан, автомобилист при танковой части, служил в то время в Группе советских войск в Германии. Семья наша жила в районе Biesdorf, затем в районе Karlshorst, неподалёку от дома, в котором был подписан акт о капитуляции нацистской Германии. Мама преподавала русский язык и литературу в советской школе для детей военнослужащих и посольских работников.

Из Белоруссии мы приехали в Германию со страхами, уехали через пять лет как со второй родины.

Дважды в последние годы (2010 и 2016) побывал на конференциях в Берлине – по приглашению детей антифашистов, бежавших в Советский Союз (СССР) от Гитлера и расстрелянных Сталиным во время Большого террора. 

В мае 2016 года рассказывал в Берлине о государственном терроре в СССР во время войны и после войны. Говорил о Солженицыне, об «Архипелаге ГУЛАГе» и современных Книгах памяти. Их было позволено издавать только во время большой оттепели второй половины 1980-х годов.

Привёл судьбу одного из героев будущих томов «Ленинградского мартиролога»:

 

Аксель-Отто Фридрихович (Антон Фёдорович) Бекман (1909–1942)

Друг Льва Гумилёва (Гумилёв жил у него до своего ареста в 1938 году). Окончил Петершуле, гидробиолог, референт-переводчик Военно-медицинской академии. Отец Акселя, инженер-технолог Фридрих Филиппович Бекман, был приговорён в 1931 году к расстрелу с заменой на 10 лет концлагеря, умер в БелБалтЛаге в 1937 году. Сам Аксель арестовывался в 1934 году. На следующий день после нападения Гитлера на Сталина, 23 июня 1941 года, ленинградские чекисты приняли решение о новом аресте Акселя Бекмана. Арестован 27 июня 1941 года. В июле 1941 года Бекман и его следователь эвакуированы в Златоуст на Урал – чтоб спокойнее вести следствие. Особое совещание при НКВД СССР 22 июля 1942 года приговорило Бекмана к расстрелу за «измену родине». Расстрелян 15 августа 1942 года. Реабилитирован 15 августа 1989 года. 

В 1959 году его сестре Марии Гасс (Бекман) сообщили в Восточно-Казахстанскую область заведомо лживые сведения: мол, Аксель Бекман, находясь в местах заключения, умер от дистрофии 3-й степени 29 марта 1944. Родственница Бекманов  Гертруда фон Херцберг из ФРГ в 1970 году разыскивала Акселя и Марию через Красный Крест. Ей сообщили, зная правду, что местонахождение Бекманов не установлено.

Друг Бекмана Лев Гумилёв во время войны вышел из лагеря, воевал до Берлина, а после войны в третий раз арестован и отправлен в особые лагеря. Вышел после смерти злодея, когда выходили все, кто выжил.

 

Завершая выступление на конференции, сказал, что ввиду нехватки времени выражу мысль лишь тезисно: современной России во всех отношениях не хватает памяти. Думаю, нам нужна третья оттепель.

Из последнего ряда послышался негромкий голосок Ани Шиндлер: «Мы ждё-ё-ё-м». (Сталиным расстреляны в Ленинграде её бабушка и дядя, дедушка выжил в советских лагерях, умер в 1989 году, так и не узнав правду о судьбе жены и сына.)

После конференции ко мне подошла подруга Ани Шиндлер:

– Скажите, вы знаете что такое Трептов-парк?

– Конечно, не раз там бывал.

– Мы не знаем, как понимать. Туда приезжают теперь много людей из России, садятся на траве, пьют, кричат, развешивают всё вокруг себя.

– Да, прошу прощения, современной России не хватает памяти. Мне физиологически тошно читать надписи на машинах в России: «За немками на Берлин!», «Можем повторить!» и тому подобное.

Будь прокляты война, государственный террор, Сталин, Гитлер, советская, нацистская и послесоветская ложь.

Между тем, современный Берлин прекрасен. Деревья, парки, водоёмы. Дружелюбные лица. Практически не видно полицейских: никому не мешают. Моего немецкого вполне хватило для прогулок, общения и покупки секонд-хендовских джинсов и куртки (не люблю выбирать новое).

Вряд ли смогу ещё раз приехать. Буду видеть Берлин во сне. Буду его «снить», как это говорится по-белорусски – снiць, як гэта гаворыцца па-беларуску.

Анатолий Разумов

 

Аксель Бекман расстрелян в 1942 году его друг Лев Гумилёв после лагеря воевал до Берлина, после войны в третий раз арестован Бывший советский Дом офицеров Музыкальная школа (бывшая советская) ныне носит имя Шостаковича Бывшая советская школа По дороге к Немецко-Русскому музею Немецко-Русский музей Карлсхорст, 2016. Надпись: Я – новое берлинское дерево