Великая беда и семья Ботвиных

2023-05-03

 

Получаем письма о погибших, пропавших без вести и пострадавших от государственного террора и войн Советского Союза (СССР). Нам неизвестно число погубленных даже с точностью до миллиона.

В июне 1996 года присутствовал при встрече Солженицына с Лихачёвым дома у Лихачёвых. «А как вы нашли Россию по возвращении, Александр Исаевич?» – спросил Дмитрий Сергеевич, и начался диалог. Говорили о бедах советского прошлого – оба хорошо их представляли, о неясном настоящем и тревожном будущем.

Не рассказываю в деталях о столь важном событии и вот почему. Когда готовили приезд Солженицыных в Петербург, А.И. заметил в разговоре по телефону (А.И. звонил мне в назначенное время в Библиотеку, и так складывалась программа поездки), что не против, если встречу и беседу с Д.С. снимут на видео.

Передал эти слова Дмитрию Сергеевичу (тоже по телефону), и он практически уклонился: «Знаю я наше телевидение, представляю, что из этого могут сделать».

В следующем телефонном разговоре А.И. в прямом смысле выдохнул: «Что ж, пускай будет задушевная беседа».

Разве можно передать задушевную беседу?

Благодаря работе, мне посчастливилось на встречи с замечательными людьми, память о которых берегу: Александр Солженицын, Лидия и Елена Чуковские, Дмитрий Лихачёв... Поддерживаю дружеские отношения с Наталией Дмитриевной Солженицыной. Мои друзья – составители Книг памяти России, Юрий Дмитриев из них важнейший. Это известные люди.

Но сколько же рядом с каждым из нас светлых людей! Таких, в ком вдруг заметишь свет, услышишь созвучное твоему чувству мнение, суждение. Такого света и надо держаться, им и надо дорожить. От света к свету, от одной верной ноты – к другой. Тогда и путь добрый.

Всем светлых дней. Конец войне.

Приходят письма, поступают звонки. Мы уточняем и дополняем Книги памяти.

Анатолий Разумов

 

Две записи в Книге памяти «Блокада, 1941–1944, Ленинград»:

 

Ботвина Александра Давыдовна, 1915 г. р. Место проживания: Диагональная ул., д. 9, кв. 2. Дата смерти: май 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 4)

Ботвина Нина Васильевна, 1941 г. р. Место проживания: Диагональная ул., д. 9, кв. 2. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Смоленское кладб. (Блокада, т. 4)

 

На днях к ним прибавилась семейная история:

 

Всё что мы знаем, а знаем немного, – из рассказов родных. Молодая семья Ботвиных жила на Диагональной улице, д. 9. кв. 2. Муж – Василий Степанович Ботвин, жена – Александра Давыдовна Ботвина и трое детей: старший – Алёша (взрослым вернулся в Ленинград, умер в 80-е годы), средний Анатолий (1936–2005, отец моего мужа) и младшая девочка Нина, 1941 года рождения.

Летом 1941-го, когда началась война, мальчишек вывезла в Псковскую область бабушка. Мать осталась с малышкой «смотреть» квартиру. По записям видно, что обе умерли в 1942 году. 

Отец ушёл на фронт с первых дней войны, защищал Ленинград, погиб 27 марта 1943 года. Есть его последнее письмо, адресованное сестре, которая жила в Москве. Письмо передали нам в 80-е годы. Качество письма неважное. Было написано карандашом. За неделю до гибели. Свекровь обвела буквы, чтобы прочитать. В письме упоминается Паня – сестра отца Пелагея, она жила в Ленинграде, выжила в блокаду, награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Тема войны, блокады для моего свёкра до самой смерти была незаживающая боль.

На сохранившемся фото: сидит слева Александра Давыдовна, рядом справа – Василий Степанович. Кто стоит – не знаем.

Наталия Ботвина, май 2023

 

Сидят: Александра Давыдовна и Василий Степанович Ботвины