Уточняем и дополняем Книгу памяти «Блокада, 1941–1944, Ленинград»

2017-05-01

Илья Иванов прислал сведения о погибших и эвакуированных родственниках, которые не были помянуты в печатной Книге памяти «Блокада. 1941–1944. Ленинград» и в обнародованных списках эвакуированных.

Всё верно, так и бывает, мы регулярно уточняем и дополняем вместе с вами справки о жителях города.

Это наша Книга памяти, это наша память.

С поклоном – Анатолий Разумов

 

 

Шнейвасы, Ивановы. Погибли, были эвакуированы, выжили

 

Скажите, пожалуйста, как такое может быть? Моя бабушка была одной из четырёх сестёр, две из которых умерли в Блокаду. Моя мама была вывезена в эвакуацию вместе со своей тёткой. Не мог найти публичных сведений ни об этих смертях, ни об эвакуации.

Тем не менее, у меня есть официальный документ, выписка из домовой книги, в которой говорится обо всём этом.

Моя мама, Иванова Ирина Николаевна (р. 13.11.1935) – дочь Шнейвас Елены Александровны (р. 215.04.1899), была вывезена 24.06.1942 в эвакуацию вместе со своей тёткой, Шнейвас Евгенией Александровной (р. 04.02.1897). Также в квартире 6 по ул. Жуковского, дом 20 проживала наша родственница Шейтлис Сарра Захаровна (Залмановна), которая фигурирует в адресных книгах конца 19-го века как врач по женским болезням.

Насколько мне известно, у моей бабушки Елены Александровны был отец Шнейвас Абрам-Александр Давидович, который фигурирует в адресных книгах конца 19-го века, т. к. у него была переплётная мастерская на Конногвардейском бульваре, 11. Моя мама говорила, что из-за того, что у деда было двойное имя, четыре его дочери – Евгения, Елена, Софья и Надежда – могли быть записаны в разных документах и как Александровны, и как Абрамовны.

Это всё со слов моей матери, которой было 6 лет, когда она стала полной сиротой. Мама говорила, что она была в эвакуации в г. Устюжна (Вологодская область). Не знаю, было ли это постоянное место эвакуации, или только временное. Детских фотографий моей мамы не было. Самая ранняя из имеющихся прилагается. Также прилагается фотография Евгении Александровны Шнейвас.

Не знаю, было ли это такое правило, что с одним ребёнком в эвакуацию может выехать только один родственник (опекун). Но знаю, что моя мама была вывезена в эвакуацию с одной своей тётей, а потом всю жизнь жила с другой тётей, Шнейвас Софией Абрамовной, 1890 г. р. Вероятно, Евгения Александровна умерла в эвакуации (если не ошибаюсь, мама говорила об этом).

Очень жаль, но я мало что знаю о своих предках. Хотелось бы узнать о мужской, то есть русской половине, об отце моей матери и его предках. Что это были за люди, где они жили и что с ними случилось.

Известно, что мой дед был Иванов Николай Петрович, а его отец был Иванов Пётр Филиппович. У Петра Филипповича Иванова, вероятно, был кирпичный завод в Тверской губернии.

Илья Евгеньевич Иванов, Тбилиси

 

Шнейвас Елена Александровна, 1899 г. р. Место проживания: ул. Жуковского, д. 20, кв. 6. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: неизвестно. (В печатной Книге памяти «Блокада» отсутствует. Сведения предоставил 1 мая 2017 внук Илья Иванов.)

Шейтлис Сарра Захаровна (Залмановна), 1865 г. р. Место проживания: ул. Жуковского, д. 20, кв. 6. Дата смерти: июнь 1942. Место захоронения: неизвестно. (В печатной Книге памяти «Блокада» отсутствует. Сведения предоставил 1 мая 2017 родственник Илья Иванов.)

Шнейвас Евгения Александровна, 1897 г. р. Место проживания: ул. Жуковского, д. 20, кв. 6. Выписана в июне 1942. Эвакуирована с племянницей Ириной Николаевной Ивановой. (Сведения предоставил 1 мая 2017 родственник Илья Иванов.)

Елена Александровна Шнейвас Евгения Александровна Шнейвас Ирина Николаевна Иванова