Свирлаг. Материалы к истории концлагеря по заготовке дров для Ленинграда

2021-09-17

 

17 сентября 2021 года исполнилось 90 лет со дня образования Свирского концлагеря.

Центр «Возвращённые имена» и фонды РНБ получили двухтомник «Свирлаг. 1931–1937» (СПб. : Реноме, 2021). Это материалы к истории концлагеря по заготовке дров для Ленинграда.

Семь лет работали над книгой Марина Владимировна Муравьёва и Яна Алексеевна Жданова. Каждая из них подготовила самостоятельную часть общей исследовательской работы.

Антиэкономика Свирлага стала известной миру благодаря бежавшему из Советского Союза (СССР) Ивану Лукьяновичу Солоневичу. Он публиковал очерки «Россия в концлагере» в эмигрантской печати, а в 1936 году издал их отдельной книгой. В постсоветской России книга Солоневича издавалась несколько раз.

В энциклопедическом справочнике Система исправительно-трудовых лагерей в СССР: 1923–1960 (Сост. М. Б. Смирнов; Авторы вступит. и справ. статей: М. Джекобсон, А. И. Кокурин, С. В. Кривенко, С. П. Сигачев, М. Б. Смирнов, С. Г. Филиппов, Д. В. Шкапов / Науч. ред.: Н. Г. Охотин, А. Б. Рогинский. / Общество «Мемориал», Государственный архив РФ. – М.: Звенья, 1998) – Свирлагу была посвящена одна из первых обзорных статей.

А многим ли советским концлагерям посвящены отдельные исследования? Увы, число их мизерно.

Во-первых, именно по этой причине поздравим авторов двухтомника о Свирлаге. 

Во-вторых, отметим научный характер издания, снабжённого солидным аппаратом.

В томе Марины Муравьёвой приведены обзор архивных источников и общий обзор истории лагеря.  Выделены главки о каждом лагерном подразделении. Включены воспоминания родственников свирлаговцев.

В томе Яны Ждановой проанализированы различные стороны деятельности лагеря: лесозаготовка, питание и система оплаты труда, вещдовольствие, смертность. Освещены как образование Свирлага в 1931 году, так и существование отдельных лагпунктов после ликвидации  лагеря летом 1937 года.  

Книга отлично иллюстрирована и добротно отпечатана в количестве 500 экземпляров. Двухтомник можно приобрести на сайте издательства Реноме

Хорошо знаком с Мариной Владимировной Муравьёвой как с коллегой-историком. Беседовали в Российской национальной библиотеке. Встречались на раскопках места массовых расстрелов Койранкангас на Ржевском полигоне – Марина прекрасный краевед-поисковик, а на полигоне работала в раскопе. Виделись в Медвежьегорске и Сандармохе, куда нормальные поисковики приезжали в поддержку Юрия Дмитриева, а не для переделки места памяти.

В Свирлаге тоже расстреливали. И Юрий Дмитриев, и Марина Муравьёва вели поиски в окрестностях Лодейного Поля. Именно туда, в район Лодейнопольского лагпункта, оставшегося после ликвидации Свирлага, в декабре 1937 года выезжал «для выполнения специального поручения» расстрельщик-орденоносец младший лейтенант госбезопасности Павел Дмитриевич Шалыгин. Удостоверение, выданное Шалыгину, было впервые опубликовано в 8-м томе «Ленинградского мартиролога» (СПб., 2008, ил. 143). 

Там мы когда-нибудь отыщем место расстрела более пятисот соловецких заключённых, в числе которых был Павел Флоренский.

Спасибо за труд, коллеги. Не остановимся на пути преобразования мест злодеяний в места памяти. 

Думаю, в бывшей столице Свирлага Лодейном Поле можно установить один из памятников, проекты которых были представлены в конкурсе на общероссийский памятник жертвам репрессий. Ведь в Москве в виде Стены Скорби реализован лишь один из проектов. 

Анатолий Разумов