Снова о Ржевском полигоне. Вечер памяти Серафима Чичагова

2016-12-11

По приглашению о. Ильи Шапиро принял участие в вечере памяти священномученика Серафима Чичагова.

Пожелал всем собравшимся светлых дней и доброго вечера.

Возник новый интерес к поиску документов о репрессиях и поиску мест погребений погибших и пропавших без вести от репрессий.

Священномученик Серафим Чичагов расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой 11 декабря 1937. Об этом можно говорить с достаточной уверенностью.

А знаем ли, кто расстрелян на Ржевском полигоне под Петроградом – Ленинградом?

На Полигоне продолжаются исследования. По находкам останков расстрелянных, по гильзам, пулям, предметам одежды и обуви, видно, что Полигон был вехой от Красного ленинского террора к Большому сталинскому. Различные участки Полигона использовались для расстрелов с начала 1920-х по начало 1950-х годов.

Большие имена предание связывает с Ржевским полигоном. Но можно ли что-то утверждать?

Николай Гумилёв

Вот, нашёлся документ о расстреле Николая Гумилёва и его пятидесяти шести однодельцев в ночь на 26 августа 1921. Они симпатизировали Кронштадтскому восстанию и, скорее всего, расстреляны на Ржевском полигоне. Но место погребения не найдено. Как не найдены места погребения многих сотен восставших кронштадтцев, расстрелянных весной 1921.

Священномученик Вениамин

Документы о расстреле в 1922 священномученика Вениамина не найдены. Тем более, нет оснований говорить определённо о месте его погребения.

Павел Флоренский

Относительно недавно, буквально на наших глазах, возникло предположение о расстреле соловецкого этапа, в котором был Павел Флоренский, на Ржевском полигоне и даже точнее, в урочище Койранкангас под Токсовом. Однако оснований для такоего предположения, тем более для утверждения, нет никаких. Скорее, надо думать о расстреле соловчан иэ этой расстрельной партии в окрестностях Лодейного Поля.

И всё же мы точно знаем, что многих расстреливали на Полигоне. Собраны свидетельства, каждый год новые находки останков.

Прокуратура отказалась заниматься этим вопросом. В ФСБ сведений о расстрелах на Полигоне нет. В Минобороны – нет. Может, в МВД найдутся со временем, может, ещё где-то.

Правильно ли мы поступаем, что продолжаем поиск погребений? Правильно. Прольётся ли свет? Прольётся. Когда-нибудь что-то станет яснее.

Анатолий Разумов

Редактор Книги памяти «Бутовский полигон» Лидия Головкова