Сага о Зайцевых и Василевских ко Дню памяти о Блокаде

2019-09-08

 

В День памяти 8 сентября 2019 утром схожу на выборы, а затем буду читать имена погибших в саду Фонтанного Дома. Вспоминая строки Анны Ахматовой и Ольги Берггольц: «Хотелось бы всех поимённо назвать...», «Никто не забыт и ничто не забыто». Всегда ко Дню памяти передают новые сведения о погибших и выживших в Блокаду. Как много можно узнать о своих родных, рассказала Татьяна Николаевна Кравченко:

 

ЗАЙЦЕВЫ И ВАСИЛЕВСКИЕ

Мой дедушка, Семён Тимофеевич Зайцев, родился в 1886 году, работал с 1903 года в молочной лавке, в аптеке, а с 1913 года – на Николаевской (Октябрьской) железной дороге – помощником начальника станции, начальником станции (станции Окуловка, Клястицы, Новый Порт, Ленинград-Пассажирский), с 1940 года – в финансовом отделе Дороги. Умер в блокаду, в апреле 1942 года.

Моя бабушка, Анастасия Андреевна Зайцева (девичья фамилия Василевская, возможно написание Васильевская), родилась в 1901 году в деревне Стайки Невельского уезда Витебской губернии (теперь в Псковской области). В 1919 году поступила в Военно-медицинскую академию, но не закончила курс обучения. Замуж за Семёна Тимофеевича вышла в 1925 году. С 1935 года Анастасия Андреевна работала в Институте вакцин и сывороток лаборанткой.

У них было двое детей – Зайцева Маргарита Семёновна, 1930 года рождения, моя мама, и Зайцев Леонид Семёнович, 1926 года рождения, мой дядя.

28 февраля 1942 года Анастасия Андреевна с дочерью Маргаритой эвакуировались в станицу Белореченскую (теперь город Белореченск) Краснодарского края. Станицу в августе 1942 года заняли немцы, так что Анастасия Андреевна с Маргаритой ещё и в оккупацию попали.

Записи о Зайцевой Анастасии Андреевне на сайте evacuation.spb.ru нет. Насколько я поняла, в картотеке, составленной Центральным районом, учитывались только эвакуированные моложе 1910 года, однако документ об этом я нашла в архиве (ЦГА, фонд 4, опись 16, дело 27, лист 6), фото прилагается.

Осенью 1945 года Анастасия Андреевна с дочерью Маргаритой вернулись в Ленинград, в свою комнату на Гончарной 11, кв. 6. Анастасия Андреевна вернулась на работу в Институт вакцин и сывороток, где и работала до пенсии. Умерла Анастасия Андреевна в 1987 году.

Моя мама, Маргарита Семёновна, после войны окончила Педагогическое училище, затем Педагогический институт им. Герцена, 25 лет проработала в школе учителем начальных классов и учителем истории. В 1956 году вышла за Николая Ивановича Кравченко, это мой папа, он тогда был курсантом Академии им. Можайского. Маргарита Семёновна Кравченко умерла в 2018 году, последнее место жительства – Приморский район, как и указано в Книге памяти «Они пережили Блокаду». В последние годы жизни мама много вспоминала о войне, воспоминания даже опубликовали в газете «Пионерская правда», № 4 и 5 за 2019 год (уже после маминой смерти).

Мой дядя Леонид Семёнович был также эвакуирован. На сайте evacuation.spb.ru есть информация о его эвакуации, и я нашла в архиве соответствующий документ (ЦГА, фонд 4, опись 16, дело 55, лист 54), фото прилагается. Однако в семье никогда не говорилось, что он был эвакуирован. Леонид Семёнович во время войны каким-то образом прибавил себе три года, поменял фамилию с Зайцева на Василевский и ушёл на фронт. Когда именно и каким образом он это сделал – я не знаю, внятно мне на этот вопрос никогда не отвечали. Леонид Семёнович награждён орденом Красной Звезды, причём в наградных документах указано, что он на фронте с марта 1942 года. После войны Леонид Семёнович (уже как Василевский, 1923 года рождения) работал в Балтийском морском пароходстве, а затем в различных организациях и городах, последнее место жительства – Запорожье. Умер Леонид Семёнович в 1995 году

Моя прабабушка, Дарья Ефимовна Василевская (возможно написание Васильевская, девичья фамилия Синицкая), родилась в 1878 году в деревне Стайки Невельского уезда, вышла замуж за Василевского Андрея Захаровича. С 1930-х годов практически постоянно жила на Гончарной у дочки и зятя (то есть, у Зайцевой Анастасии Андреевны и Зайцева Семёна Тимофеевича), вела хозяйство, растила внуков. Муж её Андрей Захарович тоже с середины 30-х годов жил на Гончарной, но в марте 1941 уехал в Стайки строить дом (дачу для своей семьи), там он и умер в 1945 году. А Дарья Ефимовна умерла в блокаду, запись о ней есть в Книге памяти «Блокада». В алфавитной части домовой книги дата – 4 мая, в квартирном списке – то ли 21-е, то ли 28 апреля, в Книге памяти – «апрель», будем считать это правильным.

Василевский Пётр Андреевич – сын Василевских Дарьи Ефимовны и Андрея Захаровича, брат Зайцевой Анастасии Андреевны –  родился в 1906 году в деревне Стайки, в 20-х годах приехал в Ленинград, но не знаю точно, где учился и работал. Женился он на Евфимии Васильевне Короткевич из соседней деревни Литвиново, в начале 30-х годов они жили и работали где-то на Севере, если судить по записи в домовой книге – в Плесецке. У них был сын Валерий, около 1930 года рождения. В 1934 году Пётр Андреевич с женой ненадолго приехали на Гончарную и затем уехали в Малую Вишеру к новому месту работы Петра Андреевича. А в 1939 году он приехал на Гончарную из Новгорода уже один. Дома никогда не говорилось, что он был репрессирован, и для меня большой неожиданностью  оказалась запись о его аресте и освобождении в Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области. В 1941 году Пётр Андреевич ушёл на фронт и пропал без вести (на сайте obd-memorial.ru есть два документа, в одном дата 20.10.1941. в другом 24.10.1941, а составлялись эти документы весной 1942).

Сын Петра Андреевича Валерий в конце 30-х годов жил на Гончарной у своей бабушки Дарьи Ефимовны Василевской, во всяком случае, так говорила моя мама, и она говорила, что Валерик учился в той же школе, что и она, но я не знаю точно, с какого именно времени Валерик жил на Гончарной. Он умер в Блокаду, запись об этом есть в Книге памяти «Блокада». Валерик умер, когда Анастасия Андреевна с Маргаритой ещё не эвакуировались, мама это помнит. Но это может быть и март 1942 года, потому что я не уверена, что мама с бабушкой эвакуировались именно 28 февраля. Либо это может быть февраль, а регистрация смерти произошла позже, в домовой книге записи о Валерике нет.

Татьяна Николаевна Кравченко, Петербург, 29 августа 2019

.....................................................

И вы приходите на выборы. И вы тихо поминайте погибших  – в День памяти о Блокаде, в дни восьмидесятилетия начала Второй мировой войны.

Анатолий Разумов

 

Семён Тимофеевич Зайцев. 1941 Семён Тимофеевич, Анастасия Андреевна и их сын Леонид. 1937 Анастасия Андреевна Зайцева Маргарита Семёновна Кравченко (Зайцева) Василевский (Зайцев) Леонид Семёнович. Белорусский фронт, 1944 Письмо с фронта Леонида Семёновича к Анастасии Андреевне Дарья Ефимовна Василевская Пётр Андреевич Василевский и его сын Валерий