Памяти Наташи Готшалк-Юбилевич

2019-01-27

 

Её имени не было в Книге памяти «Блокада».
Но вот письмо. 
Теперь справка в общем ряду погибших и рассказ о Наташе помещены на сайте.
А.Р.

 

НАТАША ГОТШАЛК-ЮБИЛЕВИЧ

В блокадном Ленинграде умерла моя двоюродная тётя Наталья Иосифовна Готшалк-Юбилевич.

Близкая подруга моей мамы, Нина Михайловна Соколова (урождённая Серякова), девочкой пережившая все ужасы блокады, рассказала мне об истории смерти Наташи Готшалк. 

Мать Наташи Людмила Евгеньевна Готшалк работала воспитателем в одном из детских садов. Перед началом блокады Ленинграда они с дочкой не смогли уехать из города. Наташа была серьёзно больна пиелонефритом, и Людмила посчитала, что ехать в неизвестность с больным ребёнком – это безумие. Оставаясь в Ленинграде, можно было надеяться, что Наташа будет под наблюдением врачей. Никто же не предполагал, что ожидает город впереди.

Когда началась блокада, а через какое-то время и голод, самое удивительное, что Наташа стала наоборот себя лучше чувствовать. Почки в отсутствие пищи стали работать лучше. Бороться с голодом помогало и то, что Людмила работала в детском саду, и им всё-таки выделяли кое-какие продукты.

Тем не менее, после страшной зимы 1941/1942 гг. Людмила Евгеньевна решила немного поддержать детский организм. Ей каким-то образом удалось договориться в больнице 1-го Мед. Института, чтобы Наташе поставили капельницу с глюкозой. Когда она привела девочку в клинику, медсёстры сказали, что вся процедура займёт часа 2 и на это время она может быть свободна. Капельницы в то время использовали старой конструкции, и после того, как жидкость в сосуде заканчивалась, автоматически не закрывались. Поэтому требовалось обязательное присутствие медсестры и контроль. К несчастью, всё закончилось для Наташи трагически. Медсестра не заметила, как закончилась глюкоза в банке, или, может быть, куда-то отвлеклась. В итоге в вену попал воздух, что вызвало мгновенную остановку сердца и смерть девочки. Когда Людмила вернулась через 2 часа, её буквально убили наповал известием о смерти  дочери.

Тогда покойников из больниц ежедневно отправляли на грузовиках в места захоронения. Людмила Евгеньевна взмолилась, чтобы её Наташу пока не отправляли. Убитая горем, она хотела сшить для своей дочери последнее платье. Ей пообещали, и Людмила побежала домой. Когда через несколько часов она вернулась, Наташи в больнице уже не было – очередной грузовик вместе с другими покойниками увёз и её тело.

Так Людмила Евгеньевна никогда и не узнала, где похоронена её дочь. 

27 января мы все отмечаем Великий праздник – 75 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда, и я очень хочу, чтобы имя Наташи Готшалк-Юбилевич не было забыто.

Что касается Людмилы Евгеньевны, она всю блокаду проработала в детском саду, долгое время работала воспитательницей и после войны. Умерла в 1963 году в возрасте 66 лет.

Нина Михайловна Соколова ведёт активную работу как член общества детей блокадного Ленинграда. Её воспоминания вошли в состав книги «Блокада Ленинграда и дети. Впечатления и воспоминания» (СПб. : Инкери, 2005). 

Прилагаю фото, сделанное в 1941 году перед войной. На обороте надпись: «Наталочка Готшалк-Юбилевич  Умерла 1942 г. 25 мая 4 часа дня».

Юрий Викторович Илясов, Петербург, 26 января 2019