Оправдание пострадавших за Веру. «Санкт-Петербургский мартиролог» пятнадцать лет спустя

2017-09-14

Помню, как досадно было в начале работы над серией Книг памяти «Ленинградский мартиролог», что нескоро доберёмся до тома, который получит название «Петроградский мартиролог, 1917–1923».

Надо было опубликовать имена репрессированных, и прежде всего расстрелянных, во время Большого сталинского террора 1937–1938 годов и лишь со временем осветить период Красного ленинского террора. Не было и возможности специально остановиться на именах пострадавших за Веру в период советских гонений.

Но вот в 2002 был издан «Санкт-Петербургский мартиролог» – книга о пострадавших за Веру:

Санкт-Петербургский мартиролог: 300-летию Санкт-Петербурга посвящается / Сост.: В. М. Шкаровский, Т. Н. Таценко, А. К. Галкин, Б. А. А. [А. А. Бовкало]; Отв. ред. В. И. Сорокин; Предисл. к списку лютеран: Г. Кречмар. — СПб.: Миръ: О-во святителя Василия Великого, 2002. — 416 с.: ил. (фот.). — 500 экз.

Книга вышла одновременно с 5-м томом «Ленинградского мартиролога», даже презентации проходили вместе.

В то время я работал также над указателем «Книги памяти жертв политических репрессий в СССР» (издан в 2004), собирал сведения о книгах с рядами имён или биографических сведений о репрессированных. Мартирологи, синодики, сборники житий новомучеников учитывались как жанр в ряду Книг памяти. Изучая и расписывая содержание «Санкт-Петербургского мартиролога», выделил его основную особенность, отличие: книга, изданная православным Князь-Владимирским собором, вбирает также имена представителей иных конфессий:

православные Московской Патриархии и Русской Православной церкви за рубежом (2131 имя), священник ассирийской церкви Востока, обновленчество (80 имён], народные трезвенники (община Иоанна Чурикова, 19 имён), старообрядческая церковь (28 имён), священник армяно-григорианской церкви, римско-католическая церковь (365 имён), евангелическо-лютеранская церковь (293 имени), древне-евангельские христиане (41 имя), христиане – адвентисты Седьмого дня (10 имён), иудеи (10 имён), мусульмане (17 имён), буддийская община храма Калачакры (27 имён).

Всего 3062 имени, со ссылками на источники сведений.

Ни одна Книга памяти о репрессированных в СССР, ни один мартиролог не могут пока считаться завершёнными. В Петербурге исследование продолжали общество «Мемориал» и Ассоциация жертв необоснованных репрессий, городская Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Центр «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке, Комиссия по канонизации Санкт-Петербургской митрополии и Князь-Владимирский собор.

Они же опекали Левашовское мемориальное кладбище – единственное признанное официально место погребения расстрелянных в 1937–1954 годах.

В 2008 году настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин предложил возвести православную часовню-памятник Всех святых на Левашовском мемориальном кладбище, с почитанием символов всех конфессий на кладбищенской аллее, и получил благословение на то от патриарха Кирилла.

Идея возведения Храма получила воплощение в 2017 году – к 100-летию перелома российской истории и начала Красного ленинского террора, а также к 80-й годовщине Большого сталинского террора.

И вот ко времени освящения и закладки Храма в июне 2017 года было подготовлено новое издание «Санкт-Петербургского мартиролога» и выпущен сигнальный экземпляр:

Санкт-Петербургский мартиролог: К 100-летию начала гонений на верующих в Бога в России / Авт.-сост.: В. И. Сорокин, Л. И. Соколова, Е. М Карловская; Предисл. к списку лютеран: Г. Кречмар. — СПб.: Князь-Владимирский собор, 2017. — 595 с.: ил. (фот.).

Перед читателем не просто второе издание, переработанное и дополненное, а новая книга, посвящённая гонениям против верующих на Северо-Западе России, где разворачивались репрессии, направляемые из Петрограда–Ленинграда. Форзацы подчёркивают тему: на первом – Карта лагерей ГУЛАГа в Северо-Западном регионе, на втором – в целом в СССР (карта предоставлена Государственным музеем истории ГУЛАГа).

Приведены на с. 27–38, с иконографией, северо-западные соборы: Собор Санкт-Петербургских святых, Собор святых Санкт-Петербургской митрополии, Святые земли Новгородской, Святые земли Псковской, Святые земли Карельской, Святые земли Вологодской, Святые выпускники Санкт-Петербургской духовной академии, Святые новомученики исповедники Соловецкие, Святые земли Эстонской, Отцы Поместного собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

Книга снабжена аппаратом: обзорным предисловием, списком источников, статистическими сведениями. На с. 22–23 помещено «Предисловие ко второму изданию, 2002 год». Имеется в виду предисловие ко 2-му изданию Синодика, изданного в 2002 одновременно с «Санкт-Петербургским мартирологом» и в нём повторенное.

По выявленным именам пострадавших, новая книга более чем вдвое превосходит прежнюю:

православные – 5644 имени, трезвенники-чуриковцы – 82 имени, старообрядцы – 43 имени, представители армяно-григорианской церкви – 3 имени, ассирийской церкви Востока – 2 имени, католики – 380 имён, лютеране – 307 имён, древне-евангельские христиане – 96 имён, адвентисты Седьмого дня – 10 имён, иудеи – 44 имени, мусульмане (17 имён), Буддийская община храма Калачакры (27 имён).

Всего 6655 имён пострадавших, со ссылками на источники сведений. Из них 2236 расстреляны и убиты.

(Уместно вспомнить, для сравнения и понимания масштаба гонений, издание рукописи митрополита Алексия (Симанского) «Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года» (СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014). Митрополит числил 1272 имени в своём клире. Составители исследовали биографии тысячи из них. Оказались расстрелянными 804 человека.)

Прекрасно, что в новом «Санкт-Петербургском мартирологе» много иллюстраций: это иконы, фотопортреты, памятники работы Галины Додоновой у Князь-Владимирского собора и памятники на Левашовском мемориальном кладбище. Завершает книгу эскиз Храма всех святых Санкт-Петербургской митрополии на Левашовском мемориальном кладбище.

Пролистал всю книгу, особо отметил для себя справки о героях «Ленинградского мартиролога», о членах православных братств – только что в Левашове освящён закладной камень будущего памятника членам братств. Отметил справки о расстрелянных, кому уже установлены памятники в Левашове: Владимир Бенешевич, Феодор Кедров, Николай Меринов, Владимир Новочадов, Феодор Окунев, Михаил Яворский – часто рассказываю о них посетителям кладбища. А сколько ещё памятных знаков надо было бы установить!

* * *

«Молитва и подвиг» – называется предисловие к «Санкт-Петербургскому мартирологу», а заглавие свода цитат духовного содержания: «Простить, помнить, молиться».

Поколение за поколением власть в СССР, партия и правительство, называли верующих мракобесами. Пугали верующими. Между тем погубили невероятное число граждан и среди них невероятное число верующих, не оставляя часто даже право на могилы и публичное поминание.

Верующие были в рядах героев сопротивления, и Вера выжила.

«Санкт-Петербургский мартиролог» – книга для верующих, мало верующих и неверующих. Мы все рядом. Придёт час, и, благодаря помощи читателей – подсказкам и уточнениям, указаниям новых имён, будет составлена ещё более полная Книга Памяти.

Ленинград славился революционной нетерпимостью, а Петербург – веротерпимостью. Мы снова живём в Петербурге.

Анатолий Разумов