Один большой день 24 мая 2018

2018-05-24

 

Замечательный выдался день.

Утром всегда прикидываю, как жить, как прошагать путь до вечера. Обещал дать интервью о работе Центра «Возвращенные имена». Значит, надо собраться.  Это сейчас главное и не отпустит на другие дела.

 

Юрий Петрович Груздев

В 8-15 я на работе. 

К полудню звонок: «Это Андрей. Прошу перенести интервью на следующую неделю».

Прекрасно, есть время свободно подумать. В День славянской письменности 24 мая всегда вспоминаю Юрия Петровича Груздева, фронтовика и блокадника, товарища, друга, коллегу по работе над «Ленинградским мартирологом». Больше пятнадцати лет мы общались каждодневно. Трижды переезжали из комнаты в комнату в Российской национальной библиотеке. Успел Юрий Петрович поработать и в нынешней комнате, теперь сижу за его столом. С детства счастлив беседами и дружбой с людьми поколением старше.

Конечно, и этот день его рождения должен быть светлым. Иду в фотоателье, получаю портрет Юрия Петровича и рамку к нему – портрету давно место быть в Центре.

 

Татьяна Слатюхина из Екатеринбурга

Звонок:  «Татьяна Георгиевна Слатюхина с мужем у нас в городе. Хотела бы встретиться с вами, сегодня они уезжают. Она не слышит, глухая, как и её отец. Хочу помочь встретиться, я её родственница».

Да, мы раньше не встречались. Пятнадцать лет тому прочёл запись в Книге посетителей Левашовского мемориального кладбища:

10–13 мая 2003 года

     От г. Екатеринбурга. Дочь, Татьяна Георгиевна Слатюхина (Золотницкая – дев. фам.). Добрые люди и в т. ч. Гинзбургский Д. Л., который выяснил судьбы глухих 54 человек, в т. ч. моего отца Георгия Семёновича Золотницкого (расстрелян 14.10.1937 г., здесь захоронен). Огромное Вам спасибо за заботу и внимание и за память о погибших.
     Папочка! Я снова здесь! На этот раз до свидания. Папочка, я осталась одна. Нет мамы — умерла 1991 году, не знала, что тебя расстреляли. Юра был у тебя. Умер в 1996 году. Держусь! Позвонила в колокол, чтобы ты услышал, знаю, что ты глухой, но ты почувствуешь. Пока.

 

Когда показываю Левашовское мемориальное кладбище посетителям, завершаю рассказ на поляне с памятником глухонемым – жертвам политических репрессий. Читаю по памяти запись Татьяны Слатюхиной. Горло перехватывает.

В прошлом году летом провёл по кладбищу группу немецких историков. Едем обратно в Питер. Звонок: «Это Татьяна Вольтская. Можете у соловецкого камня на Троицкой площади дать интервью о деле расстрелянных глухонемых». Конечно, могу. Попрощался с немцами у Летнего сада. Перебежал через Неву по Троицкому мосту, дал интервью.

Недели через две звонок из Екатеринбурга: «Рядом со мной Татьяна Слатюхина. Она прочитала ваше интервью. Говорить она не может, только одно слово, передаю трубку». Я услышал: «спасибо». Просил прислать рассказ о расстрелянном отце и его фото – для 14-го тома «Ленинградского мартиролога». Вскоре получил большое письмо.

И вот сегодня мы вдруг обнялись у меня в Центре. Накануне супруги Слатюхины побывали в Левашове. Провожая из библиотеки, смотрел на их трогательные улыбки. И долго – в спины, вслед. Когда том Книги памяти выйдет, первым делом пошлю в Екатеринбург, Татьяне Слатюхиной. Справку о Георгии Золотницком см. на нашем сайте.

 

Красноармеец Александр Сергеевич Шалыгин ​

Переслали письмо нашей коллеги Ирены Афанасьевой из Национальной библиотеки в Варшаве.

Хотела бы найти информацию о русском солдате, который был в немецком плену на территории Польши.  Шалыгин Александр Сергеевич, рождённый 6 марта 1910 года в Санкт Петербурге:

Shalygin Alexander Sergeevich, born 6th of March, 1910 in St.Petersburg
was incarcerated in Stalag-324, then moved to Stalag-316 in Wola (Suchozebry) which is next to Siedlce of Mazovetsian voevodship. 

Посмотрел сайт Минобороны, есть лишь близкие по ряду данных сведения. Посоветовал архив в Петербурге, в который стоит обратиться с запросом.

 

Павел Борисович Шаскольский

Письмо на сайт:

Имя : Алексей Шаскольский
Текст сообщения: Не указано место захоронения моего деда, Павла Борисовича Шаскольского, умершего 2 января 1942 г. Это
 – Волковское лютеранское кладбище.

Вношу поправку в раздел Книги памяти «Блокада», уточняю год рождения, привожу ссылку на статью об известном фармацевте в Википедии. Прошу Алексея, которого помню по историческому факультету ЛГУ, написать о судьбе деда – для сайта и для собрания дополнительных сведений к Книге памяти.

В ответ получаю рассказ:

 

Вот немного истории гибели деда. Собрала по письмам отца моя сестра Татьяна Игоревна, мы издали книгу к 100-летию И.П., выйдет ещё один сборник к его 100-летию от Института истории.

Мой отец Игорь Павлович Шаскольский закончил университет в первые дни войны: последний экзамен их курс сдавал 25 июня 1941 года. Он давно уже был комиссован по зрению и снят с военного учета; вместе с однокурсниками пришёл записываться в ополчение, но его вычеркнули из списка – ясно было, что без очков он ничего не видит. В июле он работал в ПВО университета; затем был послан на строительство оборонных сооружений под Кингисеппом, Красным Селом и Пулковом, в Белоострове; там, «на окопах», впервые попал бод бомбёжку. В октябре, когда оборонные работы были прекращены, поступил в РЖУ Дзержинского района на должность «отопленца».

Семья Шаскольских занимала две комнаты в бывшем собственном доме (ул. Чехова, 4). Павел Борисович (1983–1942), инженер-химик, работал на заводе Фармакон, где производились лекарственные препараты. Его жена, моя бабушка, Мария Платоновна Малозёмова, преподавала в школе русский язык и литературу (они с отцом эвакуировались по Дороге жизни в начале марта 1942). Припасов в доме никаких не было, но три карточки на троих (две «служащие» и одна – ИТР, т.е. рабочая) давали шанс на выживание. Пытались продавать и обменивать вещи, книги.

Павел Борисович продолжал работать на заводе Фармакон, для чего ежедневно ходил пешком за Среднюю Рогатку. Он был уже немолод, ходил, после полученного в 20-е годы увечья, с палкой. Голод и непосильные нагрузки сделали своё дело – слёг. В начале своей болезни он сильно навредил себе тем, что, вопреки советам врача (требовавшего, чтобы он лежал), постоянно вставал и ходил к жильцам слушать по радио сводку, постоянно волновался, чтоб эту сводку не пропустить, просыпался уже в 6 часов утра, чтобы прослушать первый утренний выпуск.

П.Б. умер во сне 2 января. С завода дали лошадь с санями. Несколько сослуживцев пришли проводить в последний путь и прошли за санями до самого Волкова кладбища (в то время – исключительный случай).

Был мороз, фамильный склеп было не открыть, могильщик сказал – похороним в другом, есть сухой, я открою.

Уже в 1990-е я перенёс останки деда в фамильный склеп. Там лежат прадед, его жена, дед, мои родители.

Алексей Шаскольский

 

Теперь этот рассказ при уточнённой справке Книги памяти «Блокада»: Шаскольский Павел Борисович.

 

Недорасстрелянные. Справки к томам «Ленинградского мартиролога»​

Отредактировал ряд справок о тех, кого не успели расстрелять во время Большого Сталинского террора осенью 1938, т. к. окончилась карательная кампания в Советском Союзе (СССР). Герман Бартновский брат старейшего сотрудника Публичной библиотеки – РНБ, Фанни Давидовны Бартновской.

 

Бартновский Герман Давыдович (Давидович), 1907 г. р., уроженец г. Антверпен, поляк, в 1923 г. прибыл в СССР из Англии как политэмигрант, член ВКП(б) в 1931–1933 гг., врид начальника торготдела торфоразработок «Назия». Арестован 21 февраля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден как «участник антисоветской националистической польской группы» на 10 лет ИТЛ. Отбывал срок в Каргопольлаге. Дело направлено на доследование 9 сентября 1939 г. Приговор отменен 3 февраля 1940 г. Освобожден 21 февраля 1940 г. Призван в Красную армию, умер от ран 12 февраля 1942 г. Похоронен на Пискаревском кладб. (Его одноделец Иосиф Моисеевич Беседовский расстрелян 3 ноября 1938 г.)

Гайлевич Эдуард Иванович, 1896 г. р., уроженец имения Городец (Польша), поляк, член ВКП(б) в 1928–1929 гг., чернорабочий спичечной фабрики им. Ленина, проживал: д. Новая Чудовского р-на Лен. обл. Арестован 20 июля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «к/р националистическую агитацию» на 7 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело прекращено. Освобожден 13 апреля 1939 г.

Лещинский Владимир Иосифович, 1905 г. р., уроженец Москвы, поляк (русский), член ВКП(б) в 1923–1927 гг., бухгалтер торфорабснаба, проживал: п. Назиевстрой, 4-я линия, д. 3, кв. 4. Арестован 29 марта 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «антисоветскую националистическую деятельность» на 10 лет ИТЛ. Отбывал срок в Каргопольлаге. Дело направлено на доследование 9 сентября 1939 г. Приговор отменен 3 февраля 1940 г. Освобожден 21 февраля 1940 г. Призван в Красную армию, награжден орденом Красной звезды и медалью «За оборону Ленинграда». (Его мать Наталия Владимировна Лещинская погибла в Блокаду в апреле 1942 г.)

Малиновский Людвиг Людвигович, 1893 г. р., уроженец С.-Петербурга, поляк, член ВКП(б) до 1933 г., ответственный исполнитель завода «Металлист-кооператор», проживал: г. Ленинград. Арестован 28 июля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден как «участник к/р националистической группы» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело направлено по подсудности.

Миницкий Ян Станиславович, 1913 г. р., уроженец д. Близница Вороничского с/с Ветринского р-на Полоцкого окр., поляк, беспартийный, красноармеец 115-го артиллерийского полка. Арестован 11 июня 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден как «участник к/р националистической группы» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело направлено по подсудности.

Пуликовский Петр Александрович, 1889 г. р., уроженец г. Ковно, поляк, беспартийный, экономист-плановик леспромхоза, проживал в Капшинском р-не Лен. обл. Арестовывался в 1926 г. Вновь арестован 3 июля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «к/р националистическую агитацию» на 8 лет ИТЛ. Приговор не исполненен. Дело направлено по подсудности.

Романчук Владимир Леонтьевич, 1911 г. р., уроженец с. Литвиново Краснинского р-на Западной обл., поляк, беспартийный, краснофлотец линкора «Марат». Арестован 8 июня 1938 г. за «шпионскую деятельность в пользу Польши». Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. дело направлено на доследование. (В протоколе Особой тройки: Раманчук.)

Сипайло Рене Казимирович, 1913 г. р., уроженец С.-Петербурга, поляк, из дворян, беспартийный, начальник Владимирского пожарного поста в Парголовском р-не Лен. обл. Арестован 15 июля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «антисоветскую националистическую агитацию» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело направлено по подсудности. Призван в Красную армию в 1942 г. из г. Бийск Алтайского края. Награжден медалью «За боевые заслуги» в 1945 г. (Его отец Казимир Викентьевич Сипайло расстрелян 6 ноября 1938 г. по списку «Поляки» № 79.)

Стефанский Михаил Васильевич, 1902 г. р., уроженец д. Сташево Сандомирского у. Радомской губ., поляк, беспартийный, член ВКП(б) в 1923–1927 гг., слесарь Граммофонного завода, проживал: г. Ленинград. Арестован 30 июля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «к/р националистическую пропаганду» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело направлено по подсудности.

Фестерлинг Александр Александрович, 1908 г. р., уроженец г. Томск, беспартийный, бетонщик 212-го военно-строительного участка ЛВО. Арестовывался в 1929 г. Вновь арестован 14 июня 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «к/р националистическую фашистскую агитацию» на 8 лет ИТЛ. Приговор не исполненен. Дело направлено по подсудности.

Хмелевская Юлия Леонтьевна, 1899 г. р., уроженка м. Романов Дзержинского р-на Житомирской обл., полька, беспартийная, домохозяйка, проживала: г. Чудово. Арестована 17 июня 1938 г. Внесена в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осуждена за «к/р националистическую пропаганду» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело прекращено. Освобождена 10 марта 1939 г.

Шилинский Антон Иванович, 1900 г. р., уроженец С.-Петербурга, поляк, беспартийный, в 1919–1921 гг. служил в армии Колчака, бухгалтер сельпо, проживал: с. Зайцево Крестецкого р-на Лен. обл. Арестован 11 февраля 1938 г. Внесен в список «Поляки» № 75. Особой тройкой УНКВД ЛО 2 ноября 1938 г. осужден за «польскую антисоветскую националистическую агитацию, террористические намерения против коммунистов» на 10 лет ИТЛ. Приговор не исполнен. Дело направлено по подсудности, освобожден. Призван в Красную армию. Умер от ран 29 сентября 1941 г. Похоронен на Пискаревском кладб.

 

Отремонтированный ноутбук

Коллеги вернули из ремонта мой ноутбук. «Железо» починено. Можно снова работать над книгами памяти в поезде: по пути к Юрию Дмитриеву в Петрозаводск, к коллегам в Москву, на дни памяти в Сандармох, на конференции на Соловках и на Валааме, к родным местам в Беларуси... 

Не славный ли день!

Анатолий Разумов

 

Юрий Петрович Груздев С Татьяной Слатюхиной Слатюхины