Мартиролог Технологического института и его составитель Светлана Лопатина. Сандармох и хранитель мест памяти Юрий Дмитриев

2018-12-16

 

Поздравления Светлане Константиновне Лопатиной

Дорогая коллега Светлана Константиновна, примите поздравления. Двадцать лет ждал выхода Вашей монументальной работы.

Писал рецензию на трёхчастную рукопись, убеждал, что у меня нет никаких сомнений, книга будет издана, причём в бумажном варианте. Вопрос времени.

Мы давно рядом. Начиная с 5-го тома «Ленинградского мартиролога» и по 12-й том включительно, в предисловии к каждому тому указывал: «Сведения о сотрудниках и выпускниках Ленинградского Технологического института уточнила С.К. Лопатина, о сотрудниках и выпускниках Ленинградского  Политехнического института – В.А. Смелов». 

В свою очередь, Вы и Владимир Алексеевич Смелов находили героев в материалах к «Ленинградскому мартирологу». И презентации новых томов мы встречали вместе.

В 2008 вышел двухтомник Смелова «Репрессированные политехники». Большой ряд биографических справок. Выяснилось, что более 700 (семисот) сотрудников и студентов Политехнического института были в советское время расстреляны, погибли или пропали в лагерях. Несколько сотен человек выжили в заключении.

Теперь перед нами Мартиролог Технологического института. Репрессированы в 1918–1965 годах 1391 (тысяча триста девяносто один) человек. Из них около 400 (четырёхсот) человек расстреляны.

Биографические справки основаны на личных делах из архива Института и на материалах архивно-следственных дел. 

Приведены воспоминания родственников, документы семейных архивов.

Большой по нынешним временам тираж – тысяча экземпляров – ожидается в январе 2019. А сигнальный экземпляр привёз к 190-летнему юбилею Института в декабре 2018 и передал автору премьер-министр Д.А. Медведев.

 

Благодарен Светлане Константиновне Лопатиной

Теперь, как понял проницательный читатель, обратимся к теме Сандармоха. Это одно из мест сталинских злодеяний, которое усилиями Юрия Алексеевича Дмитриева стало знаменитым мемориальным комплексом.

Коллеги познаются в деле.

Все составители Книг памяти – коллеги, содружество коллег. Мы обмениваемся сведениями о погибших, пропавших без вести и пострадавших от государственного террора в СССР.

В Сандармохе близ столицы Беломорканала Медвежьегорска расстреливали наших земляков и, наоборот, в Ленинграде расстреливали жителей Карелии. 

На девяти презентациях томов «Ленинградского мартиролога» в Российской национальной библиотеке встречались Светлана Лопатина и Юрий Дмитриев.

В декабре 2016, когда Юрия арестовали, Светлана Константиновна была шокирована. Позвонила, затем пришла: «Анатолий Яковлевич, напишу письмо Медведеву, его отец преподавал когда-то в нашем институте». Я не стал отговоривать. Мы все тогда, кто мог, писали письма в защиту.

И Светлана Константиновна отправила своё твёрдое женское послание:

Председателю Правительства Российской федерации
Д.А. Медведеву
от С.К. Лопатиной –
автора трёхтомной монографии
«Технологический институт. ХХ век»

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

     Очень прошу Вас обратить внимание на дело арестованного в Карелии в декабре 2016 года Юрия Алексеевича Дмитриева.
     Дмитриев – исследователь истории политических репрессий. Автор книг памяти, данные из которых я использовала в своей работе.
     Более 10 лет я знакома с Дмитриевым. Он надписывал и дарил мне свои книги.
     Арест его и нелепое обвинение совершенно не укладываются в моей голове.
     Хорошо себе представляю, что означает арест для родных и близких арестованного. Мой отец, ректор Технологического института Константин Ильич Лопатин, был арестован, осуждён по «Ленинградскому делу», сидел в «Крестах», вышел из тюрьмы больной туберкулёзом и диабетом. Ныне я тоже считаюсь репрессированной, т.к. во время ареста отца была школьницей.
     Боюсь, что пребывание в тюрьме грозит и Дмитриеву потерей здоровья и любимой работы.
     Очень надеюсь на Вашу помощь в деле Дмитриева.

................

Через непродолжительное время Светлана Константиновна принесла мне ответ из Следственного комитета Карелии, куда её письмо было передано для исполнения Следственным комитетом Российской Федерации.

«С учётом собранных следствием доказательств, – говорилось в ответе СК Карелии от 15 марта 2017, – Дмитриев Ю.А. обоснованно привлекается к уголовной ответственности».

Я вспомнил постсоветскую мудрость: «Ну, никогда такого не было, и вот...».

В феврале 2017 помощник прокурора Карелии сказал нам во время выездного заседания Совета по правам человека при Президенте РФ: «Было, знаете ли, было основание для ареста». А когда мы на итоговом заседании сделали вывод о том, что дело надуманное, дело придержали и добавили в обвинительное заключение ещё одну статью. На всякий случай.

Я взглянул на подпись в ответе Следственного комитета Карелии Светлане Константиновне: «Г.С. Веригин».

Вот тебе и на. Историк Веригин рекламирует гипотезу о финских злодеяниях в Сандармохе, а подполковник юстиции Веригин отвечает по делу хранителя Сандармоха Юрия Дмитриева.

Что-то стало проясняться.

С тех пор утекло полтора года. Экспертиза дважды оправдала Дмитриева, городской суд оправдал Дмитриева. Осудившая Дмитриева и добившаяся отмены его оправдания прокурор Аскерова покинула ряды прокуратуры.

Фальсификаторы истории пришли копаться на Сандармохе.

Дмитриев снова за решёткой. Начинается новый процесс.

Но теперь мы лучше понимаем, что крепкая компания лепила это надуманное дело.

Большущее спасибо, Светлана Константиновна. Ей-богу, Вы были не менее решительны в защите нашего коллеги Юрия Дмитриева, чем в работе над своим капитальным трудом.

Он будет оправдан и на свободе. Вопрос времени.

Ваш Анатолий Разумов

 

Ответ на письмо Светланы Лопатиной в защиту Юрия Дмитриева Юрий Дмитриев на презентации 10-го тома Николай Юргенсон, Светлана Лопатина, Владимир Смелов на презентации 10-го тома