Койранкангас – место памяти о массовых советских злодеяниях

2023-10-15

 

По согласованию с командованием Ржевского полигона мы посетили место памяти Койранкангас в преддверии Дня политзаключённого СССР – Дня памяти жертв политических репрессий Российской Федерации.

 

В детстве в белорусской деревне я услышал от взрослых, что когда коров ведут на убой, они плачут. А люди?

Во время Красного ленинского и Большого сталинского террора людей массово расстреливали в большие ямы и траншеи. Однако  свидетельствую как историк и археолог  пуль на людей часто жалели (среди палачей были заядлые охотники и знатоки оружия). Ведь это и казнью трудно назвать. Приговоры сотням тысяч человек не объявлялись, прокурора и врача при убийствах не было. Знаем, что часть приговорённых забивали дубинами, душили верёвками, топили, привозили к месту расстрелов в машинах с выхлопными газами внутрь фургонов (чтобы обессилить) и даже рубили топорами (Белозерск). 

Во втором томе книги Юрия Дмитриева «Место памяти Сандармох» (Петрозаводск, 2022) большой раздел посвящён технологии массовых расстрелов. В лесное урочище Сандармох близ столицы Беломорканала Медвежьегорска людей возили на расстрел грузовыми машинами, как и в Койранкангас.

 

Во время Большой оттепели конца 1980-х – начала 1990-х годов свидетельские показания о Койранкангасе собрал и обобщил краевед Алексей Крюков, член общества «Инкерин Лийтто».

По материалам Крюкова 14 августа 1991 года в газете «Смена» появилась первая в Советском Союзе (СССР) публикация о Койранкангасе: «Койранкангас – Собачья роща».

17 декабря 1992 года свидетель Иван (Юсси) Фёдоров привёз на Койранкангас меня, Наталью Одинцову и Вениамина Викторовича Иофе.

О Койранкангасе писали в «Вечернем Петербурге» (1993, 1994) и в томах «Ленинградского мартиролога» (1995, 1999).

В августе 2002 года Михаил Сергеевич Пушницкий нашёл здесь первое погребение. По инициативе Пушницкого в 2008 году был установлен поклонный крест. Место злодеяний превратилось в место памяти.

С 2010 года благодаря о. Вячеславу Харинову мы обследуем Койранкангас и молимся о погибших.

 

Вера не противоречит знанию. В Петербурге официально признано лишь одно место погребения расстрелянных – левашовский спецобъект госбезопасности, ныне Левашовское мемориальное кладбище. Туда возили тела убитых в тюрьмах с августа 1937 года по 1953 год.

Однако по находкам и свидетельским показаниям мы знаем, что расстреливали не только в тюрьмах. С 1918 года расстреливали у Петропавловской крепости, а с 1919 года на Ржевском полигоне.

Пока не будут рассекречены дополнительные документы архивов госбезопасности и пока не будут идентифицированы останки хотя бы одного из найденных в Койранкангасе, ничего более точного мы сказать не можем.

Одно понятно абсолютно точно: в советское время здесь всегда был советский военный полигон. Место памяти Койранкангас свидетельствует о тайных советских злодеяниях.

 

Напомню, что в Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий РФ приведены такие цифры: В 1991–2014 годах органы прокуратуры РФ вынесли 3 774 903 решения о реабилитации пострадавших. В Концепции сказано: «Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории». К сожалению, советчина в значительной степени вернулась к нам в виде постсоветчины. Злодеяния оправдывают, злодеев почитают.

Готовится к изданию «Петроградский мартиролог 1917–1923 годов». В нём будут названы  выявленные имена жертв Красного ленинского террора.

А вот книга для тех, кому хочется заново возвеличить Сталина (такое впечатление, что его готовы заново внести в известный Мавзолей):

«Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года» (СПб., 2014).

На учёте у митрополита Алексия (Симанского), будущего патриарха, значились 1274 священно- и церковнослужителя. В сохранившейся митрополичьей учётной книге множество пометок: «выбыл в 1937-м», «выбыл в 1938-м». Когда готовили к печати, выяснили, что из них расстреляны 804. Судьба многих других пока неизвестна.

 

Спасибо всем, кто понимает. Хорошо, что в место памяти Койранкангас приезжают с детьми. Всем светлых дней. Многие непременно встретят новую оттепель.

По пути к месту памяти мне подарили автобиографическую книгу Юхани Конкки «Огни Петербурга» (первое печатное свидетельство о расстрелах в Койранкагасе; опубликована в Хельсинки в 1958-м, в Петербурге в 2014-м, второе издание в 2023-м).

Анатолий Разумов

 

Алексей Крюков Дмитрий Михайлов и о. Вячеслав Харинов