2023-08-29
Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список и негде узнать...
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде...
Из «Реквиема» Анны Ахматовой
Политические репрессии – это большая
трагедия страны. Уничтожались наиболее
эффективные люди, цвет нации, и мы
до сих пор ощущаем эту трагедию на себе.
Из выступления В. Путина на открытии
Мемориала жертвам политических репрессий
«Стена скорби» 30 октября 2017 г.
Странное слово «манкурт» вошло без перевода во все языки мира. Его придумал великий магический соцреалист, советский писатель Чингиз Айтматов. Сегодня толковый словарь расскажет нам, что «манкурт – это бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину путём лишения его всякой связи со своими корнями и прошлым». «Человеком, лишённым памяти, гораздо легче управлять», – разъяснит нам другая энциклопедия. Быть может, это и было одной из основных целей, что ставил перед собой тоталитарный режим. Иногда казалось, что Сталин, выжигавший семьи во всех поколениях, преуспел в деле манкуртизма, как никто иной в ХХ столетии. И ещё казалось, что в России, которая узнала всю правду об эпохе Большого Террора, более никогда эта трагедия не повторится. И когда в соседних странах сносили памятники русским солдатам и писателям, мы горевали и горячо это осуждали, утверждая, что в нашей стране ничего подобного произойти не может. Память о жертвах прошлого чтится свято, на то она и память, чтобы не зависеть от сиюминутной политической повестки.
И сегодня нам особенно горько слышать о том, что неведомые силы, по неизвестным причинам, демонтируют памятники жертвам Сталинского режима, как это случилось недавно на территории мемориала Левашово под Петербургом.
В 2013 году мной был сделан документальный фильм «Дольше жизни», посвящённый детям, репрессированным вместе со своими родителями в 1930–40-е годы. Многие из тех, кому посчастливилось выжить и выстоять, посвятили свою жизнь сохранению памяти невинно убиенных родителей.
Среди главных героев фильма – Валентин Муравский. Метростроевец. Почётный гражданин родного Санкт-Петербурга. Именно он стоял у истоков открытия мемориала Левашово. Его отец Тихон Муравский /инспектор по абонентской плате Радиодирекции/ расстрелян в Ленинграде 20 декабря 1937 года и погребён в Левашове. Список «Поляки» № 48. Мать отбывала срок в КАРЛАГе. Сам Валентин Муравский прошёл войну, был награждён, а после – тоже репрессирован.
Переоценить вклад этого скромного человека в дело сохранения памяти невозможно. Уже глубоким стариком он исправно привозил в Левашово людей и более всего – молодёжь, в надежде передать им свою любовь к корням, родителям, своей стране.
Ещё одна героиня фильма – писатель Тамара Петкевич. Автор великой книги «Жизнь – сапожок непарный», переведённой на многие языки мира и недавно снова переизданной в России. Её отец – пламенный революционер, расстрелян в Ленинграде 15 января 1938 года и погребён в Левашове. Владислав Петкевич /начальник материальной службы Назиевстроя/. Список «Поляки» № 54. Дочь провела 7 лет в лагерях и 9 лет в ссылке.
Вместе с нашими героями из года в год мы бывали в Левашове у памятника, что сегодня таинственно исчез из мемориального комплекса и который был единственным, что осталось у этих людей в память о загубленных жизнях их отцов. Кадры эти остались не только в нашем фильме, но и навсегда в сердцах наших и сотен тысяч зрителей. Сегодня нас посещает ужасная мысль: как хорошо, что эти люди не дожили до этого дня и не узнали, что памятника больше нет. Именно они, прошедшие все круги ада в своей стране и сохранившие светлую память, видятся нам истинными патриотами.
Расстрельные полигоны, ставшие мемориалами, раскиданы по всему пространству бывшего СССР, и больше всего в России.
Но Левашово, возможно, самый великий из них. Здесь, силами крупнейших историков, исследователей, сподвижников и правительств десятков стран мира установлены памятники более 40 тысячам невинных жертв тоталитарного режима. У входа – огромный колокол Православной церкви, поминальный звон которого объединяет все религии, не позволяя разделять нации и народы.
Десятки лет в памятные дни здесь звучат возвращённые из небытия имена. И адреса эти мы чтим не только как места скорби, но как воплощение победы жизни над смертью...
И потому мы отчаянно верим в то, что все памятники будут возвращены из реставрации и Россия никогда более не станет воспитывать манкуртов и не повторит страшных ошибок прошлого.
Кинорежиссёр Дарья Виолина
Фото сделаны в Петербурге в День памяти жертв политических репрессий 30 октября 2011 года.
Ссылка на фильм «Дольше жизни»