Как работает книга Юрия Дмитриева «Поминальные списки Карелии, 1937–1938»

2017-10-13

Думаю, в Российской национальной библиотеке, в Центре «Возвращённые имена», лучшее собрание Книг памяти о советских репрессиях. Расставлены на полках они соответственно регионам России и Ближнего Зарубежья. Когда пишут, звонят или приходят родственники репрессированных, ищу нужные имена как в печатных Книгах памяти, так и в их электронных версиях. Когда нахожу справки о погибших, пропавших без вести и пострадавших от репрессий, делаю копии страниц.  А если книги в нескольких экземплярах, передаю один из них тому, кто искал сведения.

Коллеги часто дают мне по несколько экземпляров своих Книг памяти. Юрий Дмитриев передал несколько пачек «Поминальных списков Карелии» во время презентации книги в Петрозаводске в 2002. Поэтому в последующие годы я легко выдавал или высылал почтой экземпляры родственникам репрессированных.

Последний свободный экземпляр «Поминальных списков Карелии» передал 5 мая 2014 Татьяне Валерьевне Григоровой-Рудковской, сводной сестре расстрелянного под Кандалакшей Вячеслава Григорова. К её детским воспоминаниям о брате прибавилась жестокая правда о расстреле.

Вот другая история. В апреле 2016 получил письмо:

«Здравствуйте! В КНИГЕ ПАМЯТИ России я случайно обнаружил фамилию, имя и отчество моего родного дяди Тимиева Николая Михайловича – родного брата моей мамы Коргуевой (Тимиевой) Елены Михайловны, родившейся в д. Черная Река, Карелия. В 1937 году он был арестован. После этого сколько и куда ни обращались, следовал ответ: "Пропал без вести". Мама умерла в 1991 году. Хотелось бы узнать причину его ареста и место захоронения. Куда для этого надо обратиться? С уважением – Коргуев Николай Васильевич».

Я послал Николаю Васильевичу копии страниц Книги памяти и рекомендацию, как и куда обратиться. 

Сегодня Николай Васильевич прислал фото своего расстрелянного дяди. Благодарит за помощь в получении справки о реабилитации.

Кочегар КарелГранита Николай Тимиев, пишет его плямянник, был русским, родился в поморской семье, состоящей из 13 детей: шести братьев и семи сестёр: «Родители его (т. е. мои бабушка Фёкла и дедушка Михаил Евдокимович, который похоронен в с. Кереть Лоухского района) были русскими».

Тимиев был арестован 10 декабря 1937 как участник «контрреволюционной повстанческой организации» по обвинению во вредительстве. Через неделю приговорен к расстрелу, ещё через неделю расстрелян в Пудоже, согласно планам партии и правительства. Реабилитирован в 1989, когда Прокуратура обязана была самостоятельно пересматривать все подобные дела.

Трудно читать в биографической справке: «родился в деревне Чёрная Река Кандалакшского района». Место массовых погребений времени Большого Сталинского террора в Пудожском районе, по странному созвучию, называется Чёрная Речка. Теперь здесь мемориал, место памяти.

Рад, что родные Тимиева узнали правду. Но благодарить за это надо создателя «Поминальных списков Карелии» Юрия Алексеевича Дмитриева.

Член Республиканской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Юрий Дмитриев уже десять месяцев сидит в следственном изоляторе № 1 в Петрозаводске. По подлому обвинению. По надуманному делу, шитому гнилыми нитками. 

Очередное судебное заседание состоялось 11 октября 2017. Более тридцати человек аплодировали в коридоре суда, когда Юрия Дмитриева приводили и уводили в наручниках. Потом мы большой группой ездили в Красный Бор, место массовых расстрелов под Петрозаводском, которое Дмитриев превратил в место памяти.

Свобода... Конечно, Юрий Дмитриев будет свободен. Конечно, мы добьёмся его освобождения. Не встречал людей, поверивших обвинению.

Спасибо тебе, дорогой коллега Юрий Алексеевич, от имени родственников погибших, пропавших без вести и пострадавших.

Анатолий Разумов

 

 

 

 

Николай Тимиев Николай Тимиев Фёкла Тимиева с дочерью Еленой на руках, Михаил Тимиев, ниже в центре их сын Николай