Ходим, слава Богу, снова по Кронверкскому и Александровскому, но почему-то и по Куйбышева. Новые книги Валентина Привалова

2021-12-02

 

Валентин Дмитриевич Привалов выпустил ещё две книги в серии «Дома и люди Петроградской стороны».

«Кронверкский проспект, Александровский парк» и «Улица Куйбышева».

История топонимов, история домов и учреждений. История людей в этих домах и учреждениях.

Вновь думаю о возвращённых именах. Тридцать лет новой России. Мы привыкли к тому, что ходим по Кронверкскому проспекту, а не по «проспекту Максима Горького» (1932–1991), по Александровскому парку, а не по  «Парку Ленина» (1923–1991). Партийцы переименовали в России всё что хотели. Многое – и по нескольку раз. Многое – и при живых ещё товарищах, как было с этими проспектом и парком.

Ну, всё же от чего-то из навязанного избавились, Бог миловал.

Но «по Куйбышева» или «по Куйбышевой» ходим. И где тот Куйбышев! где тот Валериан? Уже и города нет такого. А в Петербурге почему-то улица. Причём площадь рядом всё же стала вновь Троицкой вместо «Революции». Снесённый на ней храм не восстановили, но поставили часовню, здесь же соловецкий камень в память о всех погибших, пропавших без вести в концлагерях и пострадавших от советского государственного террора. Здесь отмечаем 30 октября День политзаключённого СССР – День памяти жертв политических репрессий Российской Федерации.

С площали кто-то после Дня памяти снова идёт или едет «по Куйбышева».

Она была до 1918-го Дворянской. Затем стала 1-й улицей Деревенской Бедноты. В 1935-м, как помер Куйбышев, стала «Куйбышева», «Куйбышевской», «Куйбышевой».

Вроде, красное озверение в целом прошло. Не забыть и того, что вместе с дворянами перебили, сколько хотели, и рабочих, и крестьянскую бедноту.

Не забудем тотальные большевицкие переименования. А всё же надо, по возможности, вернуть родовые имена: Рождественские улицы (временно – Советские), Широкую (временно – Ленина), Милосердия (временно – Всеволода Вишневского), Кабинетскую (временно носит имя лживой «Правды»).

Если вам скажут, что на это потребуется слишком много денег, что это крайне сложное дело, посмотрите в глаза говорящему. 

Спасибо, Валентин Дмитриевич. В Ваших книгах не забыты погибшие от государственногоо террора и в Блокаду. И вся история наших названий  – как на ладони.

Анатолий Разумов