Два Мачо Два

2020-09-14

 

Я люблю Испанию, мы любим Испанию, наши судьбы особенно переплетались в XX веке.

Международный Валдайский форум 2010 года. Теплоход «Кронштадт». Идём из Питера мимо сплошного побережья советских спецпоселений и концлагерей. Прочёл лекцию о Красном ленинском и Большом сталинском терроре.

Но вот модератор начинает заседание с лестных слов в адрес русского национального характера. Тогда вспоминаю, что в каждой стране, в каждом народе есть не один национальный характер. К примеру, поговорку «Община – всему делу кончина» придумал тоже русский человек. А в последние годы на постсоветском пространстве появился, можно сказать, и новый национальный тип – Мачо.

Советую прочесть книгу «40 миллионов испанцев 40 лет спустя». Социологическое исследование государственной мифологии Испании времён франкизма и авторитаризма. Все авторитарные режимы схожи, сколько перекличек с советским строем! Особое внимание автор уделяет мачизму – политическому культу мужской силы в авторитарной Испании. Европе не очень верилось, что отягощённая такими комплексами страна сможет войти в общее свободное пространство. Однако Испании для этого понадобилось совсем немного лет. Политические реформы привели к свободе.

Книга Амандо де Мигеля вышла в переводе издательства «Прогресс» в 1985 году, во вторую оттепель. В самый раз для наших собственных размышлений.

А вспоминал о ней на «Кронштадте» и вспоминаю сейчас, когда впору думать о нашей следующей оттепели.

На работу хожу пешком по Невскому, отмечаю сувенирные лавчонки. Множество чёрных футболок с культовыми профилями. Чтоб их массово носили – не видно. А на витринах – хватает. Такова наша вывеска для туристов?

Вот в полном поясном виде сам генералиссимус Иосиф.  Цветной и при мундире. Поинтересовался у продавца, понимает ли, кого рекламирует. На следующий день Иосиф припрятан.

Насколько наш вторичный мачизм бутафорский, а насколько страшный? Никак не разобрать в сумеречном пространстве. Но уж точно проиграет с треском.

Анатолий Разумов