Арская Екатерина Андреевна

Арская Екатерина Андреевна, 1875 г. р., уроженка г. Ленинград, русская, беспартийная, из дворян, послушница монастыря. Арестована 18 февраля 1932 г. и осуждена на 3 года ИТЛ. В 1937 г. работала в артели г. Боровичи. Арестована 20 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Боровичи 17 декабря 1937 г.


НОВОМУЧЕНИЦА

ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА АРСКАЯ

Екатерина Арская вместе с княжной Кирой Оболенской проходила по делу архиепископа Гавриила (Воеводина). Так же как Оболенская, она отказалась ставить свою подпись под фальсифицированными протоколами допросов и была расстреляна в один день с Оболенской – 17 декабря 1937 г.

Екатерина Андреевна родилась 1 апреля 1875 г. в семье петербургского купца 2-й гильдии Андрея Павловича Уртьева и его супруги Антонины Никитичны. Уртьев был владельцем двух суконных магазинов в Гостином дворе. Потомственный почетный гражданин города, он несколько раз выбирался в гласные Городской Думы, а также занимал пост церковного старосты храма иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте», находившейся на углу Воскресенского проспекта и Шпалерной улицы.

Из анкетных данных следственного дела Арской явствует, что до революции она была «иждивенкой мужа». Ее супруг, Петр Николаевич Арский, капитан 4-го мортирного артиллерийского полка, уволился в запас после русско-японской войны 1905 г. и поступил бухгалтером в Петербургский Императорский Вдовий Дом – одно из первых благотворительных заведений императрицы Марии Феодоровны. Семья Арских, в которой к тому времени воспитывались две дочери, Галина и Ираида, и сын Иван, перебирается на постоянное место жительства в дом № 8 на Потемкинской улице. Здесь у Екатерины Андреевны в 1907 и в 1908 годах родились еще две дочери – Павла и Наталья.

Петр Николаевич был заметной личностью  в церковных и светских кругах столицы. 14 марта 1912 г. указом митрополита Антония (Вадковского) он был утвержден в должности старосты Воскресенского Смольного собора, являвшегося храмом всех учебных заведений города.

26 августа 1914 г. капитан Арский был призван по мобилизации в ополчение. Очевидно, он принимал участие в военных кампаниях. К 1917 г. Екатерина Андреевна, судя по ее анкетным данным, числилась вдовой подполковника. После революции она лишилась состояния и вынуждена была приискать работу для содержания семьи. Сначала работала переплетчицей в Технической артиллерийской школе, затем санитаркой в той же школе и, наконец, швеей в артели «Интехсантруд».

18 февраля 1932 г. бывшая дворянка Е. Арская была арестована как активная участница «контрреволюционной церковно-монархической организации Александро-Невское братство». Всего по этому делу было «привлечено к ответственности» 92 человека. Это были люди, старавшиеся по мере возможности сохранить в условиях государственного атеизма не только преданность идеалам Христовой Церкви, но и уклад религиозной жизни дореволюционной России, традицию иночества. Для этого духовные руководители и организаторы братства, лаврские архимандриты Гурий (Егоров) и Варлаам (Сацердотский), а также настоятель Феодоровского собора архимандрит Лев (Егоров) и иеромонах Варсонофий (Веревкин), основали в Ленинграде и его пригородах православные общины со своим уставом, распорядком и строго регламентированным образом жизни[1]. Утопизм религиозно-романтических начинаний был очевиден. Советско-партийное руководство, разумеется, расценило создание общин как скрытую форму сопротивления и установило с помощью широкой агентурной сети негласное наблюдение за ними. Прямой разгром общин противоречил бы свободе совести, официально провозглашенной ленинским декретом, поэтому их уничтожили как оплоты внутренней контрреволюции. Никаких расследований органы не проводили. Все было намечено заранее: и численный состав «преступников», и лица, долженствующие дать нужные показания, и обвинительные заключения, и меры наказания.

Арская проходила по делу как «активный член Александро-Невского братства, член двадцатки Федоровского храма и ближайшая сотрудница Льва Егорова». Она была обвинена в том, что «в течение ряда лет вела контрреволюционную пропаганду, направленную к организации антисоветских элементов для борьбы с Советской властью». Екатерина Андреевна не назвала ни одной фамилии и категорически отказалась давать какие-либо показания. «Живу я, – заявила она следователю, – совместно с членом нашей церковной двадцатки Осадчей Анной Ивановной и ее племянницей Инной Евгеньевной Шияновой. Об Александро-Невском братстве я ничего не знаю и также никого не могу назвать из своих знакомых по церкви, так как хотя я и была членом двадцатки в течение полутора лет, но ни одного не знаю по фамилии и именам. Льва Егорова я посещала как его духовная дочь или по чисто церковным делам. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов правильно и мне прочитано» (рукописное заявление занимает менее четверти страницы)[2].

В обвинительном заключении по делу «Александро-Невского братства» говорится, что его целью было «создание общественного движения против Советской власти путем систематической антисоветской пропаганды и создания сети нелегальных ячеек как в Ленинграде, так и в провинции»[3]. Нет в этом ни слова правды. Однако тройкой ПП ОГПУ в ЛВО Екатерине Андреевне был вынесен приговор: три года концлагеря.

После досрочного освобождения ее определили на жительство в Боровичи – обычное место ссылки ленинградского духовенства. Арская сняла комнату в доме № 66 по Порожской улице и устроилась одеяльщицей в артель «Красный Октябрь»[4]. Родственников в Боровичах у нее не было, но здесь жили близкие ей по духу люди, единомышленники, знакомые еще по Ленинграду. С владыкой Гавриилом (Воеводиным) она проходила по делу «Александро-Невского братства», хорошо ей были также знакомы Алексей Иванович Правдин, бывший келейник архимандрита Льва (Егорова), священник Николай Иванович Воскресенский. Рядом им было легче переносить все, что произошло за последние десятилетия с ними самими и со всеми, кто оставался в этой стране верен высшей правде.

Именно это обстоятельство послужило поводом к их последнему земному испытанию. В октябре 1937 г. они оказались узниками Боровичской тюрьмы и были объявлены единой контрреволюционной организацией. Возглавляющую роль отвели архиепископу Гавриилу, а всего по этому делу проходили 60 человек – «служители культа, монахи, церковники, странствующий элемент, кулаки, торговцы, дворяне, князья, генерал белой армии, бывший пристав». Им вменили в вину и «пропаганду за установление фашистского строя в СССР», и «агитацию против колхозного строительства», и «агитацию за проведение на выборах в Верховный Совет своих единомышленников» и прочие, не менее фантастические преступления.

Екатерину Арскую, арестованную 20 октября, допрашивали по той же схеме, что и Киру Оболенскую: первый допрос – почти сразу же после ареста, далее – трехнедельный перерыв с применением «активных методов следствия», затем очная ставка, на другой день – повторная очная ставка, и завершающий следствие допрос, произведенный в тот же день, что и вторая очная ставка. И снова, и снова в ответ следовали отказ от признания своей вины в контрреволюционной деятельности, отрицание изобличающих показаний свидетелей на очных ставках. Ложь она отказалась подписывать даже под пытками.

Карательный аппарат оказался бессильным против воли этой женщины. «…Виновной себя не признала… Арскую Екатерину Андреевну – расстрелять» – записано в протоколе заседания Особой тройки УНКВД ЛО. Этот приговор был капитуляцией перед мученицей.

Пятьдесят один человек расстрелян по этому делу 17 декабря 1937 г. в Боровичах. Девять человек были заточены в концлагерь, из них один только дожил до освобождения.

Бредовый характер обвинений был доказан при разбирательстве в 1958 г. «В деле отсутствуют объективные доказательства о том, что из числа осужденных лиц по делу была организована контрреволюционная организация и что она проводила антисоветскую агитацию. К моменту ареста привлеченных  лиц органы НКВД не располагали материалами, подтверждающими наличие контрреволюционной организации. Из материалов дела видно, что привлеченные лица осуждены были незаконно»[5].

Свящ. Владислав Кумыш, С.-Петербург

Расширенный вариант статьи о новомученице Арской о. Владислав Кумыш передал в комиссию по канонизации С.-Петербургской епархии и в редакцию журн. «Санкт-Петербургский епархиальный вестник» (2002. № 3. С. 41-43).

Фото Арской любезно предоставила её внучатая племянница Ирина Георгиевна Арская (С.-Петербург).

Анатолий Разумов

 


[1] Подробнее о деятельности братства см.: В. В. Антонов. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде. // С.-Петерб. епархиальные ведомости. СПб., 2000. Вып. 23.

[2] Архив УФСБ по СПб и области. Д. № П-68567.

[3] Там же.

[4] Архив УФСБ по Новгородской обл. Д. № 1а/3701.

[5] Там же.


Лист протокола Особой тройки УНКВД ЛО с решением о расстреле Киры Ивановны Оболенской и Екатерины Андреевны Арской