Скоропостижный Николай Иванович

Скоропостижный Николай Иванович, 1893 г. р., уроженец д. Верхоустье Псковского у. и губернии, русский, беспартийный, преподаватель рисования в школе им. Чекалова, проживал: г. Шлиссельбург, ул. Чекалова, д. 19, кв. 30. Арестован 28 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 декабря 1937 г.


НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СКОРОПОСТИЖНЫЙ

Я не родственница Николая Ивановича Скоропостижного, я его ученица. В 1936–1937 годах я училась в 6-м, а потом в 7-м классе Шлиссельбургской средней школы им. Чекалова. Николай Иванович вёл у нас уроки черчения и рисования, уроки пения и хоровой кружок.

Это был замечательный человек, отличный учитель, прекрасно знающий своё дело, человек высокой культуры и врождённой порядочности. Все ученики очень любили его, его уроки. В те времена, да нередко и сейчас, эти уроки считались второстепенными, на которых и вести себя было можно несколько вольнее. Но на уроках у Николая Ивановича был всегда порядок, его любили за интересные уроки, за требовательность и доброту. А как любили мы уроки пения, уроки музыки. Это он познакомил нас с творчеством Чайковского, Моцарта, Шопена. Часто вечерами мы пропадали в Доме пионеров, где проходили занятия хорового кружка. Иногда он прерывал пение, давая нам передышку, а сам играл на рояле. Он целиком погружался в музыку, а мы, как зачарованные, ловили каждый звук. Это он, наш учитель, прививал нам любовь к музыке, воспитывал музыкальную культуру. Этот красивый, высокий, статный человек, всегда элегантный, с уже заметной сединой во вьющихся волосах, был примером интеллигентности и порядочности, являлся для нас примером для подражания.

Известие об аресте Николая Ивановича поразило нас, мы не могли поверить, что такой человек мог стать врагом народа. Мы хорошо знали его семью. Его жена, Надежда Николаевна, тоже была учителем нашей школы, дочь Ляля училась здесь же. Это была музыкальная семья. Часто вечерами в местном кинотеатре Николай Иванович и Надежда Николаевна вели музыкальное сопровождение немых фильмов.

В газете «Вечерний Петербург» за 25 ноября 1993 г. я прочитала сообщение о расстреле Николая Ивановича в декабре 1937 года. Ему было тогда 44 года. Сколько бы доброго мог сделать еще этот одарённый человек! Вместе с ним были расстреляны ещё два учителя нашей школы: Ларихин Иван Александрович, тридцати лет, и Зутельман Михаил Абрамович, которому всего-то было 24 года. За что? Нет ответа.

К великому сожалению, нам так и не удалось узнать, в чём же их обвиняли. Надежды Николаевны и Ляли уже нет в живых. А я, пока буду жить, буду помнить своих дорогих учителей.

Спасибо Вам, дорогие наши учителя! Вечная память. Теперь мы знаем, что вы покоитесь на Левашовской пустоши.

Зоя Александровна Манасеева, г. Шлиссельбург, 1999