АНТОН ПЕТРОВИЧ ЛЕПИН
В 1990 г. на собрании в Ассоциации жертв необоснованных репрессий мы написали записку присутствовавшему представителю КГБ с просьбой уточнить, когда, где и при каких обстоятельствах погиб наш отец, Лепин Антон Петрович. Вскоре нам по телефону зачитали жуткое следственное дело нашего отца: он обвинялся в шпионаже и распространении контрреволюционных журналов, газет и статьей с фашистским содержанием, на первом допросе отрицал всё ему приписанное, а на втором подписал.
Отец родился в 1900 г. в городе Риге. В 1917 г. приехал в Петроград. Работал слесарем на заводах «Промет», «Красный гвоздильщик». Вечером учился, вначале на рабфаке, затем в Военно-механическом институте. Член ВКП(б). В 1931 г. окончил институт, работал на заводе «Красный Путиловец». В 1933 г. отозван обратно в институт. Преподавал немецкий язык (владел немецким, латышским, английским и русским), вёл производственные дисциплины и учился в аспирантуре.
Как рассказывала наша тётя, папина сестра, с которой он всегда делился, в институте ему предложили стать осведомителем НКВД. Отец отказался, тогда начальник спецотдела пригрозил: «Ты пожалеешь об этом». Эта версия подтвердилась, когда весной 1996 г. мы сами ознакомились с делом отца – всё жуткое начало исходило из института.
7 февраля 1937 г. отец, оставив аспирантуру, ушёл работать на Балтийский завод им. Орджоникидзе. 8 января 1938 г. исключён из партии. 13 мая 1938 г. уволен с завода. 8 июня 1938 г. арестован. Приговорён тройкой УНКВД ЛО к высшей мере наказания. Расстрелян в день своего рождения 13 октября 1938 г. Оставил жену с двумя 9-летними дочерьми-близнецами.
Наш отец был замечательным человеком: честным, справедливым, добрым и доверчивым. Любил людей, и они его любили.
Мэри Антоновна Андреева (Лепина),
Эрна Антоновна Юдина (Лепина),
С.-Петербург
Антон Петрович Лепин расстрелян по так называемому Списку латышских шпионов № 48. В предписании на расстрел значится 61-м из 69 приговорённых к высшей мере наказания. 65 человек расстреляны 13 октября 1938 г. и помянуты в данном томе. Четверо не были расстреляны и будут помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.