Веденкова Нина Егоровна

Веденкова Нина Егоровна, род. 01.01.1920. Место проживания: Московский р-н.


Житель блокадного Ленинграда. (Они пережили Блокаду, т. 2).

 

О маме

Моя мама, Нина Егоровна Веденкова, родом из нынешней Псковской области, приехала в Ленинград перед войной, в 38–39 годах, устраивать свою жизнь, как и многие её земляки. И сначала, не имея законченного образования и городской профессии, бралась за любую работу: домработницы, нянечки и т. п.

Когда началась война, она могла вообще-то уехать из города: семья, в которой она работала, получила по работе приказ об эвакуации и выехала из Ленинграда. А мама отказалась уезжать, потому что в городе у неё было много родни: дяди и тёти, братья и сестры, да и Ленинград казался таким надёжным и неприступным убежищем.

После начала блокады мама, поменяв пару мест работы, устроилась санитаркой в госпиталь или пункт оказания помощи дистрофикам (как точно называлось это учреждение, в памяти мамы не сохранилось – в послевоенные годы там был роддом). Здесь мама провела ужасную холодную зиму 41–42 годов: повсеместное море горя, угасающие и умирающие люди, покойники в коридорах, голод, холод, заметённые обледеневшие улицы, неизвестность – что будет дальше? В эту зиму из близких родственников умерли все из семьи родного дяди и родная старшая сестра, с которой мама особенно была близка и которую ей пришлось на саночках отвезти на пункт сбора умерших.

Ближе к весне или уже весной 42 года мама, ухаживая за дистрофиками, сама стала дистрофиком. И в этот момент (мама всегда повторяла, что она выжила, потому что встречала добрых людей) её состояние заметил главврач или заведующий учреждения, пожалел, назначил курс лечения или восстановления, чем спас её от неминуемого (а как звали этого главврача – ?). И мама справилась, через месяц-другой восстановилась. Ещё через какое-то время встретила других добрых людей: пошла по объявлению на завод, где требовались станочники, и её, без образования и какого-то опыта, взяли на работу, подучили, доверили точить корпуса мин.

Война продолжалась: был изнурительный труд, были обстрелы и бомбёжки, был холод и скудное питание, но появилась определённость: это был второй, трудовой фронт борьбы с врагом, рядом были такие же бойцы, как она, и ей было уверенно и спокойно. До конца войны мама достойно проработала на заводе «Красная вагранка», была награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а сразу после войны даже была принята в ВКП(б).

Сергей Фёдорович Веденков,
Петербург, 19 января 2021