Источник сведений: Книга памяти «Блокада, 1941–1944»
Павел Борисович Шаскольский
Вот немного истории гибели моего деда. Собрала по письмам отца моя сестра Татьяна Игоревна, мы издали книгу к 100-летию И.П., выйдет ещё один сборник к его 100-летию от Института истории.
Мой отец Игорь Павлович Шаскольский закончил университет в первые дни войны: последний экзамен их курс сдавал 25 июня 1941 года. Он давно уже был комиссован по зрению и снят с военного учета; вместе с однокурсниками пришёл записываться в ополчение, но его вычеркнули из списка – ясно было, что без очков он ничего не видит. В июле он работал в ПВО университета; затем был послан на строительство оборонных сооружений под Кингисеппом, Красным Селом и Пулковом, в Белоострове; там, «на окопах», впервые попал бод бомбёжку. В октябре, когда оборонные работы были прекращены, поступил в РЖУ Дзержинского района на должность «отопленца».
Семья Шаскольских занимала две комнаты в бывшем собственном доме (ул. Чехова, 4). Павел Борисович (1983–1942), инженер-химик, работал на заводе Фармакон, где производились лекарственные препараты. Его жена, моя бабушка, Мария Платоновна Малозёмова, преподавала в школе русский язык и литературу (они с отцом эвакуировались по Дороге жизни в начале марта 1942). Припасов в доме никаких не было, но три карточки на троих (две «служащие» и одна – ИТР, т.е. рабочая) давали шанс на выживание. Пытались продавать и обменивать вещи, книги.
Павел Борисович продолжал работать на заводе Фармакон, для чего ежедневно ходил пешком за Среднюю Рогатку. Он был уже немолод, ходил, после полученного в 20-е годы увечья, с палкой. Голод и непосильные нагрузки сделали своё дело – слёг. В начале своей болезни он сильно навредил себе тем, что, вопреки советам врача (требовавшего, чтобы он лежал), постоянно вставал и ходил к жильцам слушать по радио сводку, постоянно волновался, чтоб эту сводку не пропустить, просыпался уже в 6 часов утра, чтобы прослушать первый утренний выпуск.
П.Б. умер во сне 2 января. С завода дали лошадь с санями. Несколько сослуживцев пришли проводить в последний путь и прошли за санями до самого Волкова кладбища (в то время – исключительный случай).
Был мороз, фамильный склеп было не открыть, могильщик сказал – похороним в другом, есть сухой, я открою.
Уже в 1990-е я перенёс останки деда в фамильный склеп. Там лежат прадед, его жена, дед, мои родители.
Алексей Шаскольский,
Петербург, 24 мая 2018
См. также: Шаскольский, Павел Борисович.
Бем В. Волковское лютеранское кладбище Санкт-Петербурга = Böhm B. Wolkowo lutherischer friedhof in St. Petersburg.- СПб., 1998.- С. 83.
12 ноября 1917 г. окончивший Петроградский университет Павел Борисович Шаскольский, 34 лет, лютеранского вероисповедания венчался в церкви Св. Екатерины при Императорском Училище правоведения вторым браком с дочерью статского советника Марией Платоновной Малозёмовой, 25 лет, православного вероисповедания; таинство совершал протоиерей Ксенофонт Виноградов с диаконом Захарием Лосевским; поручители по женихе: шлиссельбургский мещанин Менелай Дмитриевич Даниоли и статский советник Александр Васильевич Зиновьев; по невесте: потомственный дворянин Василий Васильевич Зиновьев и поручик 5-го Уланского Литовского полка Владимир Алексеевич Зиновьев (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3567. Л. 109).
Бернгард-Борис Матвеевич Шаскольский скончался 16 сентября 1910 г. в Царском Селе, похоронен в Петербурге на Волковом кладб. (Новое время. 1910. 17 (30) сентября. № 12398. С. 1).
Профессор университета Петр Бернгардович Шаскольский, 36 лет, скончался в Петрограде 1 октября 1918 г. (ЦГА СПб. Ф. Р-6143. Оп. 1. Д. 2399. Л. 58. Запись № 858/2235)
Справку дополнил Д. Б. Азиатцев 20.06.2020