Завод «Людвиг Нобель» – «Русский дизель» и рабочая династия Семёновых

2018-10-19

 

Галина Константиновна Берендакова (Семёнова) передала нам сведения для включения в 14-й том «Ленинградского мартиролога» и в дополнительный том Книги памяти «Блокада».

 

СЕМЁНОВЫ

Хочу вкратце рассказать о нашей семье.

Семья была большая и дружная – одиннадцать человек. Жили мы вместе в маленькой квартирке на Выборгской стороне. Все мужчины работали на одном заводе – на «Русском дизеле». Раньше это был завод Нобеля, мы коренные жители Санкт-Петербурга.

У моего деда Николая Степановича было три сына. Репрессии не обошли стороной и нашу семью. Младшего сына – Павла Николаевича, 1909 г. р., холостого 28-летнего парня – в декабре 1937 г. арестовали, и до самого последнего времени нам была неизвестна его дальнейшая судьба. В 2016 г.  нам ответили, что он «умер в местах лишения свободы Магаданской области 23.08.1938».

Началась Великая Отечественная война. Все мужчины нашей большой семьи погибли. Старший сын – Иван Николаевич, 1903 г. р. – погиб 38-ми лет в первый год войны на «Невском пятачке»; о нём получили сообщение: «пропал без вести». Средний сын – Константин Николаевич, 1907 г. р., мой папа – работал на заводе, на него была наложена бронь. Умер он 1 марта 1942 г. от сердечной слабости на 34-м году жизни. Мама с дедом на сколоченных саночках отвезли его на Богословское кладбище и закопали по-человечески в могилку. А уже с кладбища мама с большим трудом довезла деда до дома, так как идти самостоятельно он не мог. Через два месяца, 1 мая 1942 г., зарыв в землю своими руками последнего сына, умер от горя и дедушка Николай Степанович, 1873 г. р. – сердце не выдержало.

После смерти всех мужчин, бабушка, мама и тётя категорически отказались эвакуировать детей. Заявили в очередной раз пришедшему управляющему: «Теперь мы все умирать будем здесь; больше к нам не приходите».

Война закончилась. Из одиннадцати человек нашей семьи осталось только двое – я, Галина Константиновна и брат – Юрий Константинович. Оба мы – инвалиды.

Дети, пережившие блокаду – это поколение больных людей. Это не мои слова, а заключение нашей медицины.

Мы с братом начали трудиться с 15 лет.

Я с 40-летним стажем вышла на пенсию, проработав всю жизнь на том же заводе «Русский дизель».

Подвиг наших дедов и отцов – ярчайший пример патриотизма. Всегда будем помнить и чтить всех погибших в Великой Отечественной войне.

Галина Константиновна Берендакова (Семёнова), С.-Петербург, 19 октября 2018

 

Константин Николаевич и Николай Степанович Семёновы помянуты в 27-м томе Книги памяти «Блокада, 1941–1944».

Иван Николаевич Семёнов помянут в 5-м томе Книги памяти «Ленинград, 1941–1945».

Павел Николаевич Семёнов будет помянут в 14-м томе Книги памяти «Ленинградский мартиролог»:

Семенов Павел Николаевич, 1909 г. р., уроженец С.-Петербурга, русский, беспартийный, слесарь завода «Русский дизель», проживл: г. Ленинград, пр. Карла Маркса, д. 61, кв. 136.
Арестован 9 декабря 1937.
Спецколлегией Леноблсуда 9 февраля 1938 осужден по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 5 лет ИТЛ.
Отбывал срок в Севвостлаге, где умер 23 августа 1938.
Реабилитирован в 1989. 

Анатолий Разумов

 

Пелагея Титовна и Николай Степанович Семёновы, их сыновья Константин, Павел, Иван. Слева на снимке брат Пелагеи Григорий. С.-Петербург, 1910 Павел, Константин, Иван Семёновы. С.-Петербург, 1910 Первомай 1932. Заводчане, среди них Михаил Калинин, позади него Николай Степанович Семёнов Николай Степанович, Пелагея Титовна, Павел и Константин Семёновы. Ленинград, 1934 Николай Степанович и Пелагея Титовна перед войной Документ Минобороны. Об Иване Семёнове ничего не известно Краснофлотец Павел Семёнов (слева) с товарищами. Начало 1930-х Павел Семёнов после ареста в 1937