Война – это не мир. Спасибо за красные маки

2020-04-30

 

Война – это не мир. Войны – это беда. Всё больше историй, всё больше красных маков присылают посетители сайта «Возвращённые имена. Книги памяти России». В память о погибших, пропавших без вести и пострадавших от войн и государственного террора.

В прошедшие три недели я и мои коллеги из Российской национальной библиотеки – Дмитрий Азиатцев, Алексей Варгузов, Валентина Черноусова, Татьяна Шумилова – ставили красные маки погибшим в Блокаду Ленинграда, во время войны в войне и беды в беде. Учитывали присланные рассказы. Соединяли разрозненные сведения. Поминали зачастую тех, кого уж некому помянуть из их родных.

Вот семья Абрамовых (соединились имена):

Абрамов Дмитрий Ефимович, 1890 г. р. 

Абрамова Елена Никаноровна, 1890 г. р.

Абрамов Федор Дмитриевич, 1924 г. р. 

Абрамов Алексей Дмитриевич, 1928 г. р. 

Абрамова Тамара Дмитриевна, 1932 г. р.

Абрамова Галина Николаевна, 1940 г. р. 

Вот семья Большаковых (соединились имена):

Большакова Александра Петровна, 1912 г. р. 

Большаков Борис Николаевич 1932 г. р. 

Большакова Наталья Николаевна, 1941 г. р.

 

Вот семейная история, присланная из Москвы:

 

ПАМЯТИ БАБУШКИ И ВСЕХ МОИХ ПОГИБШИХ РОДНЫХ

Из архива Пискарёвского мемориала мне сообщили, что имя моей бабушки, Елены Каетановны, внесено в электронный каталог Книги Памяти «Они пережили Блокаду».

Также сообщили, что я могу внести её имя на сайт «Возвращённые имена. Книги памяти России».

Елена Каетановна Бернацкая родилась в Одессе 20 апреля 1897 года. Окончила Одесский институт благородных девиц в 1916 году.

В 1922 году состояла в должности переписчика-машинистки Управления начальника военно-хозяйственного снабжения 51-й Перекопской стрелковой дивизии. В 1925 году переехала в Ленинград.

В 1941 году занимала должность коменданта бомбоубежища. Всю Блокаду прожила в Ленинграде. Её подлинные слова: «Особенно тяжело было для тех, чьи мужья и дети ушли на защиту своей Родины. Какой дорогой ценой досталась матерям и жёнам эта Победа... Изнемогая от голода и истощения, я, собрав последние силы, обратилась в военный комиссариат, где просила только помочь скорее умереть, но комиссар смотрел иначе – он спас мою жизнь! Спасибо этому хорошему человеку! Я не только ожила, но могла ещё работать».

Бабушка участвовала в Великой Отечественной войне в качестве вольнонаёмной в составе действующей армии с января 1943 года по 9 мая 1945 года. Имела награды: медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 250-летия Ленинграда», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «70 лет Вооружённых сил СССР» и орден Отечественной войны II степени.

После Великой Отечественной войны работала бухгалтером в «Ленгипроинжпроекте». В 1969 году переехала в Москву. Умерла 18 июня 1992 года. Похоронена в Москве на Хованском кладбище.

Сохранилось стихотворение «Блокада», которое написала Елена Каетановна.

Первый муж бабушки – Константин Александрович Бернацкий (03.06.1886, Казань – 12[?].06.1920, Одесса) – участник I Мировой войны (капитан), расстрелян в Одессе.

Второй муж – мой дед, Анатолий Павлович Лаппинг (21.02.1894, Санкт-Петербург – 26.05.1942, Ленинград) – участник I Мировой войны (штабс-капитан, 01.02.1915 – 02.12.1918) и Гражданской войны (51-я Перекопская стрелковая дивизия, 15.03.1920 – 11.04.1924), защитник блокадного Ленинграда (с 23.06.1941), умер в госпитале. Имя Анатолия Павловича Лаппинга внесено в электронный каталог Книги Памяти воинов – призывников Ленинграда в музее Пискарёвского мемориального кладбища.

Их сын – мой отец, Каэтан Анатольевич Лаппинг (19.08.1923, Тирасполь – 09.09.2003, Москва) – выпускник 1941 года 32-й железнодорожной школы в Ленинграде. Окончил 2-е Ленинградское краснознамённое артиллерийское училище. Участник прорыва Блокады Ленинграда.

Все папины родственники, кроме бабушки, погибли в Блокаду Ленинграда или на фронтах Великой Отечественной войны. К сожалению, не все имена я знаю. Но у меня есть некоторые дополнительные сведения (уточнения) о родственниках моих и моего мужа, погибших во время Блокады Ленинграда и уже внесённых в памятную книгу.

Моя прабабушка – Анна Яковлевна Лаппинг (урождённая Булина)  родилась в деревне Костолыжа Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии в 1865 году. До революции имела белошвейную мастерскую (Алфавитный указатель жителей С.-Петербурга–Петрограда с 1901 по 1917 годы). Место проживания в Блокаду: ул. Чайковского, д. 3 (Блокада, т. 17). Анна Яковлевна проживала в квартире № 10. Согласно записям Архива ЗАГС Санкт-Петербурга, Анна Яковлевна умерла 27.12.1941. Место государственной регистрации: Дзержинский (Центральный) район города Ленинграда. Дата государственной регистрации – 29.12.1941. Актовая запись № 5324. Листок убытия составлен 23 мая 1942 года.

Её муж, мой прадедушка, Павел Iоганович Лаппинг, был приписан к обществу посада Шлок Лифляндской губернии (Слока, Юрмала), латыш, лютеранского вероисповедания. Служащий на железной дороге. Умер в Санкт-Петербурге около 1912 года.

Их внук, Юрий Александрович Исаков (1921, Ленинград – 26.07.1941, Таллин), был призван 19.09.1940 Дзержинским РВК города Ленинграда на действительную военную службу. Пропал без вести в Таллине. Имя Юрия Александровича Исакова внесено в Книгу памяти «Ленинград, 1941–1945» (том 6, страница 255).

Родной брат Анны Яковлевны Лаппинг – Константин Яковлевич Булин – родился в деревне Костолыжа в мае 1874 года. Рабочий завода № 234 (ОАО «Климов»). Место проживания в Блокаду: ул. Чайковского, д. 3, кв. 10 (Блокада, т. 4). Умер не позже 19.01.1942. Листок убытия составлен на 19.01.1942. В архиве ЗАГС сведений о нём нет.

Родные моего мужа

Прабабушка: Ильина Дарья Васильевна, 1867 г. р. Место проживания: ул. Марата, д. 36/38, кв. 84. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 12)

Её муж – Карп Ильич Ильин (около 1864 – 1907, Санкт-Петербург), подрядчик (мостовые, бетонные и земляные работы).

Дарья Васильевна проживала вместе с дочерью, Прасковьей Карповной Ильиной (в замужестве Синицыной) (1895, Сант-Петербург – 09.03.1975, Ленинград), и зятем, Константином Александровичем Синицыным, уроженцем Тверской губернии:

Константин Александрович Синицын, 1890 г. р. Место проживания: ул. Марата, д. 36/38, кв. 84. Дата смерти: май 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 27). Согласно записям Архива ЗАГС Санкт-Петербурга, Константин Александрович умер 21 мая.

Елена Каэтановна Синицына,
Москва, 28 апреля 2020


Вот

ИСТОРИЯ О НЕДОСТРЕЛЯННОМ

 

В Архангельской Книге памяти жертв политических репрессий «Поморский мемориал», размещённой на нашем сайте, есть короткая справка-биограмма:

 

Хохлин Константин Георгиевич, 1897, уроженец д. Кушерека Онежского уезда, житель г. Архангельска, капитан Севгосрыбтреста. С 12.09.38 по 15.07.39 незаконно содержался под стражей по ст. 58-6, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Освобожден в связи с прекращением дела, т. е. реабилитирован.

 

Его арестовали согласно действующим планам партии и правительства, по обвинению в групповом шпионаже и контрреволюционной агитации. И расстреляли бы, конечно, по «первой категории». Но сталинская карательная кампания 19371938 годов в СССР уже близилась к завершению, чекисты не успели завершить своё дело. Оказался в ряду недострелянных. Во время нового следствия держался твёрдо. В лагеря не смогли осудить. Выпустили.

На днях пришло письмо на сайт:

 

Константин Хохлин – коренной северянин, помор. Родился в крестьянской поморской семье в деревне Кушерека Кушерецкой волости Онежского уезда Архангельской губернии. Отец его работал капитаном на разных судах, а в последние годы в Севгосрыбтресте.

В мае 1912 года Костя Хохлин окончил с похвальным листом Кушерецкое приходское училище Министерства народного просвещения.

Трудовой путь начал матросом 25 апреля 1913 года на парусном судне «Зосима» в Кеми, судовладельца А. И. Елисеева.

С 17 марта 1914 года он – матрос парохода «И. Богослов», судовладельца И. И. Буркова в Архангельске, а с 6 апреля 1915 года – матрос парусника «Илья».

Учился в 1915–1919 годах в Архангельском торгово-мореходном училище, там приучили к флотскому порядку и дисциплине. Во время учёбы он проходил практику матросом на разных судах.

В 1920 году окончил АТМУ по «мореводительному отделению», получил диплом судоводителя.

С 1920 по 1922 год – военная служба по призыву в военно-морском флоте. С 5 января 1920 года служил командиром морского истребителя МИ-8 Беломорской ВМБ. С января 1921 года – начальник дивизиона истребительно-сторожевых катеров Черноморского флота. С января по декабрь 1922 года – командир и флагманский штурман дивизиона черноморской военной флотилии.

Константин Георгиевич демобилизовался и пришёл в декабре 1922 года работать капитаном спасательного судна «Ксения» в Мурманском торговом порту. Под влиянием младшего брата, Антона Георгиевича, работавшего к тому времени в Архангельском траловом флоте, тоже решил перейти на промысловый флот.

10 марта 1924 года К. Г. Хохлин принят на предприятие «Областьрыба» кандидатом на должность штурмана. Вскоре назначен штурманом траулера Т-40 «Скат». Идёт быстрый рост по служебной лестнице человека, имеющего хорошую морскую практику и школу жизни, грамотного и пытливого судоводителя-профессионала.

С 12 мая 1924 его направляют старпомом на Т-38 «Дельфин», где капитаном был Я. А. Постников, затем Сухоруков. Они охотно передавали свой опыт молодому старпому. С набором плавценза К. Г. Хохлин меняет диплом штурмана малого плавания на диплом штурмана дальнего плавания. Он легко усваивал все новшества в тактике и технике ведения промысла. На этом траулере его назначают капитаном – он меняет Сухорукова, ушедшего на Т-42 «Пинагор» (ГААО, ф. 150, оп. 1, д. 1378).

С особым усердием изучал капитан Константин Георгиевич Хохлин районы промысла и пути миграции рыбы в Баренцевом и Норвежском морях. Вскоре он становится одним из самых успешных капитанов-промысловиков тралфлота, да и всего Северного бассейна.

В ноябре 1930 года, с выполнением плавательского ценза, он подаёт документы на получение диплома капитана дальнего плавания и 15 февраля 1931 года получает диплом КДП. Следующим судном был РТ-84 «Гольфстрим».

Капитан пользовался авторитетом и уважением моряков траулера, да и всего Архтралфлота. Удача сопутствовала капитану Хохлину – он неизменно приходил в порт с перевыполненным планом. А секрет был прост – его команда всегда отличалась крепкой дисциплиной и высоким профессионализмом. Капитан мог создать творческую атмосферу в экипаже и сам являлся, прежде всего, личным примером для моряков. Флот в те годы пополнялся новыми паровыми промысловыми судами, и К. Г. Хохлина как одного из самых опытных капитанов зачастую направляли за границу для приёмки новых судов и их перегона в Советский Союз.

Многие капитаны 1930–1940-х годов 20-го века считали себя учениками этого известного капитана-промысловика.

Своим опытом и знаниями капитан-промысловик К. Г. Хохлин делился очень охотно, особенно когда видел, что человек стремится стать профессионалом в своём деле. А сам он был не только профессионалом высочайшего класса, но прекрасным человеком и товарищем, чем заслужил уважение среди плавсостава и работников берега.

12 сентября 1938 года Хохлин был арестован в Архангельске и обвинён по статьям 58-6, 58-10, 58-11 УК РСФСР.

15 июля 1939 года Константин Георгиевич освобождён в связи с прекращением дела. Вернулся на флот к любимому делу.

В годы Великой Отечественной войны Константин Хохлин с 11 августа 1941 по 1 августа 1942 года служит командиром СКР-16, небольшого сторожевого корабля Беломорской военной флотилии Северного флота в звании капитан-лейтенанта. На Северном театре военных действий в холодных штормовых морях приходилось участвовать в конвойных операциях, заниматься дозорной службой, отражать атаки вражеских самолётов и кораблей, перевозить военные грузы и десантников, помогая пехотинцам.

Напряжённая работа в мирное время на промысле и в годы войны в условиях северных морей дала себя знать – неожиданно пошатнулось здоровье. Врачи вынесли свой вердикт: демобилизовать, несмотря на отсутствие ранений и контузий.

Константин Георгиевич был уволен в запас 1 августа 1942 года. Но несмотря ни на что продолжил работу капитаном на промысловых судах военизированного тралового флота в море в военное время.

За доблестный труд и успехи на промысле 20 марта 1944 года он был награждён орденом Красного Знамени, знаком «Отличник рыбной промышленности».

За участие в Великой Отечественной войне – медалями «За оборону Советского Заполярья» (05.12.1944 г.) и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (06.06.1945 г.).

22 апреля 1947 года произошла авария траулера РТ-22 «Мурманск». Его капитан – Г. К. Хохлин –был осуждён, а в связи с этим, уволен с флота. Вскоре оправдан, вернулся в тралфлот, работал капитаном.

С 19 марта 1951 года К. Г. Хохлин – капитан-наставник Архангельского тралфлота. Но из-за тяжёлой болезни был вынужден уволиться с флота 8 августа 1951 года.

Болезнь не дала известному капитану доработать до пенсии. Несколько лет был прикован к постели. Верные друзья и коллеги приходили поддержать мужественного моряка в тяжёлые минуты, а порой посоветоваться со своим учителем и наставником.

Константин Георгиевич живо интересовался работой и от коллег знал, как работают суда тралфлота.

Его мать, Мария Витальевна, и жена, Анна Прохоровна, проживали в Архангельске на Обводном Канале, д. 63.

Источники:

1. Выписки и документы из личного дела К. Г. Хохлина. 2. Очерк про К. Г. Хохлина из книги В. П. Лупачева «Архангельский траловый флот» (Архангельск, 2020).

С уважением, Роман Юденков

 


Спасибо и простите, дорогие. Многих в России упустили помянуть вовремя. Многих помним. Многие пока не названы.

Анатолий Разумов

 

Елена Бернацкая Константин Бернацкий Анатолий Лаппинг Юрий Исаков Дарья Ильина Константин Синицын с женой Прасковьей Константин Хохлин