Тридцать лет Новой России. Выступление на V Гумилёвских чтениях 16 апреля

2021-04-17

 

Тридцать лет Новой России. Осенью исполнится 30 лет принятию Закона о реабилитации жертв политических репрессий и провозглашению Дня политзаключённого в СССР 30 октября – Днём памяти жертв политических репрессий Российской Федерации.

Почти столько же лет общественному движению «За правду о Кронштадте», созданному Маратом Николаевичем Кузнецовым.

За это время реабилитированы восставшие кронштадтцы, реабилитированы сочувствовавшие восставшим и расстрелянные за сочувствие к ним представители питерской интеллигенции, среди них Николай Гумилёв и Владимир Таганцев.

Начиная с 2014 года, каждый День памяти 30 октября, в полдень у соловецкого камня на Троицкой площади Петербурга, читаем имена расстрелянных по так называемому делу Петроградской боевой организации («Заговору Таганцева»). В нынешнем году будем читать имена расстрелянных участников Кронштадтского восстания. Церемония «Хотелось бы всех поимённо назвать» проходит в День памяти также в саду Фонтанного Дома.

Продолжается работа над серией книг «Ленинградский мартиролог» – «Петроградский мартиролог».

«Ленинградский мартиролог» – о Большом сталинском терроре, а «Петроградский мартиролог» – о Красном ленинском.

В архиве госбезопасности я так и продвигался вглубь советского времени по документам об исполнении расстрельных приговоров.

Вот 1922 год. Ищу документы о расстреле митрополита Вениамина и его однодельцев. Их нет. Вопреки многим преданиям и предположениям, расстреляны в Москве.

Вот документы о расстрелах в 1921 году. Вспоминаю ушедших из жизни детей расстрелянных, беседы со Львом Николаевичем Гумилёвым и Кириллом Владимировичем Таганцевым. Жаль, не дожили. Сердце замирает, здесь ли то, что ищу.

Открываю очередной список. Пятьдесят девять человек. Приговорены как будто бы Президиумом Петрогубчека 24 августа 1921 года к расстрелу.

Итоговое число – пятьдесят восемь. Первый номер списка – Владимир Таганцев – вычеркнут. Судя по надписи на экземпляре списка, 57 человек выданы 25 августа коменданту Петрогубчека Пучкову на Комиссаровской улице, 2 (бывшей Гороховой, после Комиссаровской – Дзержинского, а ныне снова Гороховой).

Тот же список с записью коменданта: «Означенные на настоящем списке белогвардейцы в количестве пятьдесят семь человек в ночь на 26-е августа расстреляны. Один из них гражд. Рыльке доставлен обратно в ПЧК. Пучков. 26/VIII». (Орфографию правлю.)

Фрагмент списка, номера 27–32.

Номер 31: ГУМИЛЕВ, Николай Степанович. Слева учётная галочка о расстреле. 

Значит, номер 7, Надежда Феликсовна Таганцева, расстреляна, а её супруг временно оставлен.

Таганцев и Рыльке расстреляны позднее. Владимир Николаевич выдан коменданту 27 августа, расстрелян 28 августа. Генрих Генрихович расстрелян 9 октября в 7 часов утра. В первый раз возили на расстрел (или даже не повезли) ошибочно. Приговор ему вынесли только 3 октября 1921 года. Рыльке – безработный, бывший офицер Семёновского полка.

В список подлежащих расстрелу по приговорам Петрочека от 24 августа не попал член коллегии Мурманского железкома Николай Иванович Ястребов. Он расстрелян 1 cентября 1921 года в 7 часов утра по отдельному предписанию. После этой казни последовало публичное сообщение о расстрелах всех приговорённых. 

И в некоторых других записях об исполнении приговоров весной и осенью 1921 года время завершения расстрелов приводится точно: к 7 или 9 часам утра.

Место расстрела и погребения не указывается. Знаем теперь, что в случае 26 августа речь о Ржевском полигоне.

4 марта 1956 года Лидия Чуковская записала слова Анны Ахматовой: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала и та, которую посадили».

Вернулся Лев Гумилёв. Не вернулись те, кто не выжил в лагерях. И не могли вернуться расстрелянные, о ком власть десятилетиями врала, что они в находятся в дальних лагерях. Нельзя сказать, что в Советском Союзе две России посмотрели в глаза друг другу.

А состоялась ли Новая Россия, та, в которой живём. Что у нас с правом на память. Что сделано, что не сделано.

В марте отметили столетнюю годовщину Кронштадтского восстания. В Центральной районной библиотеке Кронштадта прошла презентация сборника «Кронштадтское восстание. Трагический март 1921». Выступал Марат Николаевич Кузнецов. Говорили о памятнике восставшим. Его должны были установить согласно Указу Президента от 10 января 1994 года. Был конкурс, был закладной камень, потом дело замялось. И я выступил – как автор текста «Простите, восставшие!». Сказал, что мы не остановимся, назовём все имена и найдём все места погребений. Места эти не то чтобы не найдены, а не рассекречены. К сожалению, что в Советском Союзе, что в постсоветской Новой России на это уходят десятилетия.

В октябре 2018 года в Петербурге и Кронштадте прошло выездное заседание Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Было решено, что следует возобновить конкурс на памятник восставшим. Я показал на заседании в Смольном проект бюста Николаю Гумилёву работы скульптора Алексея Архипова. В основе образа знаменитого кронштадтца – знаменитое фото Николая с Анной и сыном Львом. Конечно, при создании бюста автор учитывал и другие фото, и графический силуэт работы Елизаветы Кругликовой.

Гумилёв родился в Кронштадте и был расстрелян за симпатии к восставшим. Впервые решение установить в городе бюст поэту было принято двадцать лет назад. Три года назад в Кронштадте прошло общественное обсуждение работы Алексея Архипова. Её поддержали члены группы «За правду о Кронштадте».

Архипов является также автором памятной медали «Николай Гумилёв» и памятника Гумилёву в Герценовском университете.

26 августа исполнится сто лет злодейскому расстрелу Николая Гумилёва и его пятидесяти шести однодельцев.

В резолюции Конференции хотел бы видеть обращение к губернатору Петербурга и главе администрации Кронштадта:

Предлагаем установить в 2021 году в Кронштадте бюст Николаю Гумилёву и присвоить имя Николая Гумилёва Центральной районной библиотеке. Поэт вырос в любви к чтению. Семья Гумилёвых брала книги из фондов этой библиотеки.

Анатолий Разумов

Презентацию для выступления на Конференции готовил Олег Яковлев, Отдел культурных программ РНБ.