Свирлаг, 1931–1937. Фрагмент советских злодеяний

2019-06-04

 

Выступил 4 июня 2019 с докладом «Зона особого внимания. Поиски в Лодейном Поле» на межрегиональной конференции «Свирские новомученики в истории Русской Православной Церкви».

Принёс для выступления (привёз в сумке-тележке) несколько томов «Ленинградского мартиролога», томик «Архипелага ГУЛАГа», подаренный  Александром Исаевичем в 2007, мемориальский справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР» (1998), том «Население ГУЛАГа» из семитомного собрания документов «История сталинского ГУЛАГа» (2004).

Не было под рукой, а надо было принести также книгу Ивана Солоневича «Россия в концлагере», она как раз о Свирлаге. Солоневич опубликовал её в 1935–1936, после побега из Советского Союза (СССР). Разоблачение Солоневичем экономики принудительного труда так прогремело на весь мир, что Свирлаг ликвидировали в 1937, оставив за Ленинградским НКВД только Лодейнопольское отделение.

Ещё не забыть при рассказе о поисках следов соловецких расстрельных этапов «Воспоминания» Д. С. Лихачёва. В 1995 году Д. С. подарил мне в Пушкинском Доме только что изданный том.

Наконец, рекомендовал собравшимся четвёртый том писем из Соловецкого лагеря особого назначения «Пребывает вечно...» (2017). В этом томе письма о. Павла Флоренского, а также комментарий к его расстрельной истории, которую изложил П. В. Флоренский при моём участии.

Хорошо библиотекарю при книгах. Спокойно. Свободно.

Я продемонстрировал несколько документов: этапный список на 509 человек (соловецких узников переправляли на материк якобы не для убийства, а в другой лагерь); предписание на расстрел, выданное коменданту-орденоносцу А. Р. Поликарпову; алфавитный список для пометок о расстреле.

И остановил внимание слушателей на ключевом документе. Точно такое же удостоверение, как получил для расстрела первой партии соловчан в Медвежьегорске в октябре–ноябре 1937 палач-орденоносец, капитан госбезопасности М. Р. Матвеев,  теперь получил другой орденоносец, помощник Поликарпова Павел Дмитриевич Шалыгин. Он был направлен 1 декабря 1937 «для выполнения специального поручения» в район Лодейнопольского лагпункта.

Именно поэтому несколько лет я и мой друг Юрий Алексеевич Дмитриев ищем в окрестностях Лодейного Поля место расстрела второй партии соловчан, расстрелянных 8–10 декабря 1937.

Я показал на конференции сюжет с Юрием Дмитриевым из документального фильма Джессики Гортер «Красная душа» (2017).

Рассказал о заседании 20–21 мая в Смоленске и КАтыни Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. На заседании была выражена обеспокоенность судебным делом Юрия Дмитриева. Рассказал об изданных Дмитриевым и готовящихся нами совместно Книгах памяти. 

В завершение выступления, как и в Смоленске, огласил письменные предложения для внесения в Концепцию по увековечению памяти:

Предлагаю обнародовать документы государственного террора:

  • Приложения к приказу НКВД № 00447, разработанному и утвержденному по решению Политбюро ЦК ВКП(б), а именно, образцы: 1) следственного дела; 2) протокола тройки; 3) шифртелеграмм; 4) бланков оперативной сводки (образцы фигурируют в циркуляре НКВД № 405000 от 31 июля 1937, см.: Ленинградский мартиролог. Т. 5. Ил. 89).
  • Инструкции о порядке расстрела и погребения, в том числе местные инструкции, принятые в Ленинграде.
  • Протоколы заседаний внесудебных «двоек» и «троек», предписания на расстрел и акты о приведении приговоров в исполнение.
  • Карты, схемы и документальные описания всех мест казней и массовых погребений, включая: Места расстрелов и погребений восставших кронштадтцев и сочувствовавших им представителей интеллигенции в 1921 году; Места расстрела и погребения митрополита Вениамина и его однодельцев в 1922 году; Места расстрелов и погребений соловецких узников в декабре 1937 и феврале 1938 годов; Места расстрела и погребения руководителей блокадного Ленинграда 1 октября 1950 года.

Вот тогда места советских злодеяний Бутово, Левашово, КАтынь, Сандармох и множество других, найденных и пока не найденных, станут по-настоящему местами памяти. Для новой России это дело национальной чести.

Получил на конференции новую книгу о Свирлаге от автора-составителя Петра Васильева.

Анатолий Разумов