Прощание с журналистом Натальей Одинцовой

2018-12-23

 

Ушла вечером 20 декабря.

Понимаете, мы были знакомы и дружны всю мою жизнь работы над Книгой памяти «Ленинградский мартиролог».

Наталья Одинцова вела с января 1990 года в «Вечернем Ленинграде» (со следующего года «Вечерний Петербург») колонку с именами расстрелянных во время Большого сталинского террора. 

Изначально Наталья Всеволодовна была членом городской Комиссии по делам ветеранов войны, Блокады и жертв репрессий.

А я жил идеей Книг памяти.

Колонка «Вечёрки» называлась «Мартиролог "Левашовская пустошь"», потому что в 1989 году был рассекречен Левашовский спецобъект госбезопасности, место погребения расстрелянных в Ленинграде в 1937–1954 годах.

Надо было рассказать читателям, что это не единственное место расстрелов и погребения расстрелянных в нашем городе.

Мы сделали это.  Наталья Всеволодовна провела журналистские расследования по кладбищу Памяти жертв 9 Января (Преображенскому) и по урочищу Койранкангас близ Токсова. В 1993 колонка «Вечёрки» получила заголовок «Ленинградский мартиролог» – нас поддержал главный редактор Валентин Викторович Майоров.

С первого тома в 1995 году Наталья Всеволодовна была членом редколлегии «Ленинградского мартиролога». Бывала на всех презентациях, включая тринадцатый том, – Указатель, в котором более пятидесяти тысяч имён.

Но, знаете, хоть Книги памяти вся моя жизнь...

Наталья Всеволодовна была точна, тверда и женственна. Они с супругом трогательно держались во всех хворях. Он ушёл недавно. Мы говорили об этом. Наталья Всеволодовна ушла вослед.

Прощайте, дорогой друг.

Анатолий Разумов