Памяти Люции Барташевич

2018-05-05

 

4 мая в 7-30 утра у себя дома ушла Люция Александровна Барташевич. 

Она не хотела покидать дом, и мы несколько раз твёрдо отказывались отдавать её в больницу. Ухаживали дома с помощью участковых врачей. 

Ещё в декабре 2015 Люция держала корректуру текстов для Книги памяти, а в январе 2016 ей враз стало плохо со зрением и памятью.

Мы держались вместе более четверти века. Работа над «Ленинградским мартирологом», патронирование Левашовского мемориального кладбища, мероприятия в День памяти 30 октября, в первое воскресенье февраля, в первую субботу июня...

Всегда знал, что Люция из самых стойких общественников. А когда довелось помогать ей в беде, увидел деликатнейшего человека. Она и ушла с одним вздохом: «ах». А за последние дни сказала дважды «мама».

Когда в прошлом году в РНБ проводили презентацию мемориальского интернет-свода «Жертвы политического террора в СССР», показал пример поиска в базе данных, оттолкнувшись от фотографии. На ней маленькая Люция и её трое любимых дядей. Лето в канун Большого Сталинского террора. Фото сделал отец Люции, Александр Бартошевич. Вскоре его расстреляли. Дядя Люции Пётр погиб в заключении, дядя Михаил расстрелян, дядя Иван выпущен из тюрьмы, призван в Красную армию, убит 10 марта 1943 под Синявином.

Люция провела с мамой, Анной Ивановной Бартошевич, 10 лет в кустанайской ссылке. Вернувшись, окончила институт, преподавала русский язык и литературу.

О судьбе семьи Люция издала книжку «Поиски ответов» (2010) и поместила  очерки об отце и его братьях в 4-м и 11-м томах «Ленинградского мартиролога».

Расстрелянные Александр и Михаил Бартошевичи есть в интернет-своде «Мемориала», недострелянные Пётр и Иван будут помянуты в 14-м томе «Ленинградского мартиролога».

 

Провожаем Люцию Барташевич 6 мая. «Помяну вместе с вами» – пишет мне Юрий Дмитриев. Спасибо Юре, он и из тюрьмы спрашивал, как Люция, и из клетки в зале суда, когда я выступал свидетелем по его делу.

Прости и прощай, дорогая Люция.

Анатолий Разумов

 

С отцом.
Тридцать седьмой год Михаил Бартошевич расстрелян 28 октября 1938 Люция Барташевич и её дяди: Петя, Миша, Ваня. 
Новая Ладога, канун Большого Сталинского террора Анна Ивановна Бартошевич отбыла 10 лет в ссылке Люция на презентации 11-го тома У себя дома 29 ноября 2016, 
с сыном фотографа Лиисы Робертс (Финляндия)