Мысленно с Лидией Алексеевной Головковой

2018-01-30

 

Сложная неделя. Меж двух поездок – на сороковины по маме и на освобождение из тюрьмы друга – провёл день 25 января в Москве, «сапсаном» туда и обратно.

Выступил на Рождественских чтениях с рассказом о крупнейшем спецобъекте СССР для погребения расстрелянных – Левашовском мемориальном кладбище. О том, что Патриарх Кирилл хотел бы освятить храм Всех Святых при этом кладбище.

Год Солженицына. Побывал в Русском общественном фонде Александра Солженицына, в квартире, из которой когда-то Александра Исаевича вместе с семьёй выдворили за границу СССР по обвинению в измене Родине. Он ведь решился говорить и писать правду. То что думает. Теперь Фонд получил новое помещение, а в квартире устроят музей Солженицына.

У памятника Пушкину получил переданные с оказией от коллеги Александра Прилища новые Книги памяти, изданные в Саранске, на Урале, в Краснодаре, в Нижнем Новгороде.

И навестил мою хворенькую коллегу Лидию Алексеевну Головкову. 

С которого же времени мы коллеги? Двадцать лет, больше. В 1997 я уже принимал участие в раскопках на Бутовском полигоне. Мы всегда и всё обсуждали: и готовившийся к печати бутовский «Мартиролог» (издан в 1997), и выпуски Книги памяти «Бутовский полигон», и тома «Ленинградского мартиролога». Многое перенимали друг у друга в понимании Красного Ленинского и Большого Сталинского терроров.

Л.А. приезжала на презентации томов «Ленинградского мартиролога» и на Левашовское мемориальное кладбище. С рассказами о Бутове и Левашове мы выступали в Петербурге, в Москве, в Одессе, в Вологде, в Рыбинске, на Соловках, на Валааме...

Лидия Алексеевна публично вступилась после ареста за Юрия Алексеевича Дмитриева. Помогла печатному изданию двух его книг, выступила на презентации в Музее истории ГУЛАГа.

Мы ведь все из одного сообщества. Л.А. и Юра дружили с исследователем Соловков Антониной Сошиной.

Сейчас наша дорогая Лидия Алексеевна что-то хворает. Но была в прекрасном нарядном платье, как всегда обаятельная. Улыбка проистекала из улыбки. Мы как обычно всё обсуждали свободно. А первым делом тревожно спросила: «Ну, как там у Юры? Господи, да что же это такое, когда кончится».

Поправляйтесь, Лидия Алексеевна. Ждём Вас. Целуем. Обнимаем.

Анатолий Разумов

 

Соловецкие фото мои, июль 2017

Фото в Музее истории ГУЛАГа: Юрий Михайлин

 

Продрогшая и укутанная Лидия Алексеевна Кемь-пристань. Утречком раненько Чтения. Сергей Колтырин о Беломоканале, о Сандармохе, о друге Юрии Дмитриеве. Справа Лидия Головкова На Соловки! Проводы обратно Кемь-пристань пока не видна Лидия Головкова. Музей истории ГУЛАГа, 6 июня 2017 Лидия Головкова. Музей истории ГУЛАГа, 6 июня 2017