Мемориал «Медное» в канун восьмидесятилетия начала Второй мировой войны

2019-09-01

 

К истории мест злодеяний КАтынь и Медное

Восемьдесят лет назад, первого сентября 1939 года, началась Вторая мировая война.

Рад, что в канун печальной годовщины мы с коллегами по Межведомственной рабочей группе по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, последовательно посетили два знаменитых места памяти о советском геноциде времени Большого сталинского террора и разгоревшейся Второй мировой войны.

19–21 мая 2019 побывали в Смоленске и в КАтыни.

26–27 августа 2019 – в Твери и в Медном.

Напомню школьникам и взрослым:

КАтынь под Смоленском и Медное под Тверью (в советское время – Калинин), это бывшие спецобъекты госбезопасности, созданные для тайных массовых погребений расстрелянных. Сначала в больших траншеях и ямах закапывали по ночам советских граждан, а после установления дружбы Сталина с Гитлером тайно закопали тысячи польских граждан, захваченных в сентябре 1939 года.

Правда о советской подлости давно известна. Но в Советском Союзе (СССР) правда категорически отрицалась. Ещё бы! После войны, после правды о зверствах нацистов, признать правду о более ранних советских зверствах казалось практически невозможным. К тому же Советский Союз пытался подсунуть фальшивые материалы о КАтыни на Нюрнбергский процесс и свалить вину Сталина на плечи Гитлера.

Так было в СССР. Так работали советские фальсификаторы истории. 

Наследники советских фальсификаторов работают иначе. Они не станут отрицать наличие советских расстрелов, но будут долго и занудно пояснять вам, что не всё однозначно. Что расстрелы в СССР были не такие уж большие. Что тем более неоднозначно с ответственностью за злодеяния. Что много нехороших людей расстреляли. Что надо учитывать все сложности времени, погоды и международной политики. Что другие страны и сами хороши. Что, в конце концов, есть право на иные мнения и гипотезы. Что надо вообще хорошенько разобраться, кто и в чём виноват. Что мы больше всех положили людей на победу в войне. И на том точка.

К истории мемориала «Медное»​

Хорошо помню иное, достойное новой России, событие.

В 1999 году помогал готовить первый том Книги памяти жертв политических репрессий Калининской области. Он вышел к торжественному открытию мемориала «Медное» 2 сентября 2000 года. Меня пригласили на открытие. 

Состоялась великолепная церемония с участием польской и российской сторон. Каждый приехавший смог получить том Книги памяти Калининской области. Тогда, в 2000 году, вышла и польская Книга памяти «КАтынь». А польская Книга памяти «Медное» ещё готовилась к  изданию (издана в двух томах в 2006 году).

Жаль, рано ушёл из жизни первый директор мемориала «Медное» Борис Николаевич Ещенко. В прошлом году умерла редактор Книги памяти Евгения Игоревна Кравцова.

Живут и здравствуют другие участники торжества 2000 года: тогдашний заместитель министра культуры по строительству Вячеслав Иванович Брагин, научный сотрудник мемориала Елена Николаевна Образцова. 

В поездку на нынешнее заседание в Твери и Медном взял с собой первый том Книги памяти Калининской области и второй том польской Книги памяти «Медное».

Достойно, без вранья и о важнейшем, написали в то время составители Книги памяти Калининской области:

 

«После нападения гитлеровской Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. немецкая дипломатия торопила советское руководство с выполнением обязательств, вытекающих из подписанного 28 сентября 1939 г. договора о дружбе и границе между СССР и Германией с его секретными протоколами. Договор закрепил раздел территории Польши, ликвидации Польского государства и его армии»«Для обоснования этих вооруженных действий применялись аргументы "освободительного похода"». (Б.Н. Ещенко, Е.Н. Образцова. К истории создания государственного мемориального комплекса «Медное». С. 604).

«По результатам работы в начале февраля 1995 года Управлением ФСБ было подготовлено заключение, подписанное начальником Управления и прокурором Тверской области. А в ноябре 1995 года выводы, сделанные в заключении, были подтверждены полковником запаса органов госбезопасности "К". Он являлся сотрудником бывшего 10-го отдела КГБ СССР и по роду своей работы был осведомлен о местах массовых захоронений расстрелянных не только на территории Калининской области, но и в других регионах СССР». (В.А. Басаев. Память о безвинно казнённых нужна всем. С. 601). 

 

Ко времени открытия в Медном мемориального комплекса было лишь построено деревянное здание музея. В последующие годы большую работу провёл здесь Музей политической истории России в Петербурге.

Мои впечатления от нынешнего посещения

Мемориал в прекрасном состоянии. Позволяет не крикливо почувствовать глубину катастрофы, утраты огромной части населения России в советское время. 

Экспозиция об истории нашей беды выстроена по сюжетам человеческих судеб. Каждый человек – важнейшая из потерь.

Мы выслушали прекрасную экскурсию.

Сотрудники мемориала «Медное» продолжают, совместно с Тверским центром документации новейшей истории, работу над Книгой памяти. Мне подарили четвёртый том, готовится к изданию пятый том.

Что делать

Считаю необходимым сохранить общий облик мемориала и музея, в котором поддерживать обновление стендов в этом же ключе.

Не застраивать территорию мемориала современными конструкциями. Приостановить прямые раскопки в КАтыни и в Медном.

Не пытаться рассказать будущему посетителю о всей истории сразу, приплетая к рассказу о злодеяниях рассказы о покорении космоса и старинных взаимоотношениях народов.

Предложил, как и для КАтыни, установить большой электронный экран с медленно плывущими рядами биографических справок о погибших, пропавших без вести и пострадавших от государственного террора на территории современной Тверской области.

17 сентября 2019 года в Международном Мемориале в Москве состоится презентация документальной Книги памяти «Убиты в Медном». 

В отличие от фундаментально документированной истории преступлений против военнопленных поляков, крайне слаба публичная документальная база о предыдущем периоде Большого сталинского террора.

На заседаниях Межведомственной группы по увековечению памяти в Томске (март 2019), Смоленске (май 2019) и Твери (август 2019) я предложил ввести в публичный оборот все региональные протоколы заседаний внесудебных «двоек» и «троек», предписания на расстрелы и акты о приведении приговоров в исполнение.

Из центральных документов Большого сталинского террора в первую очередь подлежат обнародованию образец ускоренного и упрощенного дела, рассылавшийся вместе с приказом НКВД № 00447, а также инструкции о порядке приведения приговоров в исполнение и погребении расстрелянных.

С поклоном сотрудникам мемориала «Медное» и Тверского центра документации новейшей истории –

Анатолий Разумов

 

26 августа 2019. Александр Гурьянов: Расстреливали здесь. У городского памятника жертвам репрессий Памятник в Медном М. А. Федотов и В. П. Лукин у массового погребения в Медном Дружный коллектив Медного 27 августа 2019 Экскурсия по Твери. В парке Воксал у старинного дуба Николая Гумилёва расстреляли под Петроградом утром 26 августа 1921 Рассказ о том, как Афанасий Никитин посетил Индию с дружественной целью