КАтынь. Советские злодеяния и их фальсификаторы

2019-05-25

 

20 мая 2019 побывал – в качестве члена Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий – на мемориале «КАтынь», одном из наиболее известных мест советских злодеяний довоенной поры и времени начала Второй Мировой войны.

Здесь с августа 1937 по ноябрь 1938 тайно закапывали мирных граждан, свозимых для расстрела в Смоленск как в центр Западной, а с 27 сентября 1937 года – Смоленской области.

КАтынь всемирно известна и злодеянием времени Второй Мировой войны: здесь в 1940 году расстреляны захваченные в 1939 году поляки. Их расстреливали без объявления приговора. Так же, как советским гражданам во время Большого сталинского террора, говорили, что переводят в другое место, в другую тюрьму или лагерь, а затем расстреливали.

Тема КАтынского злодеяния, увы, навсегда останется полем для спекуляций фальсификаторов истории. 

Дело в том, что Советский Союз более 40 лет перекладывал вину за массовые убийства поляков на нацистскую Германию. И даже организовывал специальную комиссию во главе с академиком Бурденко, и даже пытался передать материалы на рассмотрение Нюрнбергского трибунала. КАтынь – образец советской подлости, а затем фальсификации.

Запомним, что КАтынь произносится и звучит именно так, с ударением на первом слоге. В 1966 году, среди названий более 600 сожжённых нацистами белорусских деревень вместе с их жителями, было выбрано название ХатЫнь для строительства показательного мемориала. 

С тех пор понятие о КАтынском злодеянии ещё более затуманилось.

Но такую правду не скрыть и не задрапировать посторонними рассуждениями. В конце концов признали то, о чём всему миру было известно. 

Новая Россия – не Советский Союз. Посещая КАтынь в канун 80-летия начала Второй Мировой войны, мы должны понимать, должны рассказывать школьникам и студентам: массовые злодеяния против поляков в КАтыни под Смоленском и в Медном под Тверью (тогда Калинин) стали возможны только в контексте Второй Мировой войны.

Война началась и продолжилась благодаря августовскому 1939 года договору СССР с нацистской Германией о ненападении. О нём в России многие слышали и много рассуждают о благородном ненападении двух государств друг на друга. 

Но Война разгорелась и благодаря «Германо-Советскому Договору о Дружбе и Границе между СССР и Германией» от 28 сентября 1939 года. Этот договор публиковался в советских газетах вместе с картой поделённой Польши (см. в приложении газету «Правда» с публикацией Договора). 

О КАтыни огромная литература. Первым, к нашей чести, о КАтыни написал уроженец Петербурга Юзеф Мацкевич, польский публицист, побывавший на раскопках в КАтыни как представитель виленского подполья. Сборник очерков Мацкевича «От Вилии до Изара» перевела и издала в 1992 Наталья Горбаневская.

Изданы фундаментальные, поимённые Книги памяти о КАтыни: Кладбищенская (Księga Cmentarna Polskiego Cmentarza Wojennego, 2000) и мемориальская «Убиты в Катыни» (2015). 

Знаменитые фильмы, сначала документальный, затем художественный (2007), снял о КАтыни Анджей Вайда.

У нас нет права сопровождать разговор о советских злодеяниях в КАтыни многозначительными намёками, недомолвками и экскурсами в Средневековье.

После посещения мемориала «КАтынь» мы с коллегами обменялись впечатлениями, внесли предложения по уточнению экспозиции.

А в завершение встречи выразили обеспокоенность делом историка Юрия Алексеевича Дмитриева. 

Дело Дмитриева было оценено как надуманное на выездном заседании Совета по правам человека в Карелии в феврале 2017 года. В прошлом году 2–3 августа мы выразили озабоченность этим делом в Петрозаводске и Медвежьегорске, заслушав представителя Прокуратуры и адвоката Юрия Дмитриева. В настоящее время дело осложнилось новым давлением на Дмитриева с требованием от него явки с повинной, переводом в другую камеру и попыткой воздействия со стороны сокамерников.

Дмитриев – один из важнейших хранителей памяти о жертвах репрессий, устроитель мемориалов Красный Бор и Сандармох – таких же мест злодеяний, как известные всем Левашово, Бутово, КАтынь. Дмитриев издал Книги памяти «Место расстрела Сандармох» (1999), «Поминальные списки Карелии» (2002), «Беломорско-Балтийский водный путь» (2003), «Красный Бор» (2017), «Их помнит Родина» (2017).

Совместно с Дмитриевым в настоящее время я работаю над новыми Книгами памяти: «Место памяти Сандармох» и «Спецпереселенцы в Карелии». После ареста 13 декабря 2016 года Дмитриева поддержали коллеги по созданию Книг памяти из Великого Новгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Петербурга, Сыктывкара, Томска.

Анатолий Разумов