Карелы – жертвы государственного террора в СССР. Книга памяти

2019-01-11

 

Открыл посылку от коллег, а в ней несколько малотиражных Книг памяти, отсутствовавших в фондах РНБ.

Год тому мы представили на сайте  6-й выпуск «Финно-угорского мартиролога», посвящённый составителю этой книжной серии Николаю Ивановичу Антонову (1949–2015).

Теперь получили предыдущий выпуск:

 

Финно-угорский мартиролог жертв государственного террора в СССР. Вып. 5 : Карелы / Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, Межрегион. науч. центр финно-угроведения, Сектор истории и этнографии ; [сост. Н.И. Антонов ; отв. ред. В.К. Абрамов]. — Саранск, 2013. — 708 с. — 200 экземпляров.

 

4 198 справок о карелах, репрессированных в 1917–1953 годах.

Составитель привёл на страницах 706–707 список 93 использованных источников, в основном это региональные Книги памяти жертв политических репрессий.

Больше всего имён репрессированных карелов Николай Иванович Антонов отыскал, конечно же, в книге Юрия Дмитриева и Ивана Чухина «Поминальные списки Карелии, 1937–1938» (Петрозаводск, 2002).

Для справок о карелах, расстрелянных в Ленинграде, использованы также тома «Ленинградского мартиролога». К сожалению, при таких справках указано как место захоронения «Левашовская пустошь». Придётся повторить: на сегодняшний день нет данных ни об одном из расстрелянных, что он погребён именно на Левашовском мемориальном кладбище.

Рад, что Николай Иванович поместил в 5-м выпуске «Финно-угорского мартиролога» такую справку:

 

Кузнецов Ф.А. (1904 г. р., карел, образование 2 класса, рабочий вагонного завода, г. Калинин)
4 марта 1953 г. «подносил к своему рабочему месту детали. В это время рабочий Романов сообщил горестную весть. У Кузнецова из рук выпала одна тяжёлая деталь и ударила по ноге. Обозлившись, Кузнецов выразился нецензурными словами по адресу руководителя КПСС и Советского государства».

 

Имеется в виду сообщение о болезни Сталина, передававшееся по радио 4 марта 1953. Все всё поняли. На следующий день злодей издох.

Не один Кузнецов в сердцах высказался в те памятные дни, не одного Кузнецова привлекли к ответственности благодаря деятельности парткомов, первых отделов и сексотов на предприятиях и в организациях.

Так, шахтер из Кемеровской области А.С. Трус 4 марта 1953 сказал знакомому: «Ты знаешь, ведь издыхает руководитель партии и советского государства. Хватит ему над нами издеваться». 

Другие примеры смотрите в подборке «Сталин умер!», основанной на надзорных производствах Прокуратуры и Верховного Суда СССР.

Анатолий Разумов