Четыре часа в Москве: Музей истории ГУЛАГа. Дома у Лидии Головковой

2018-04-17

 

Коллеги из Музея истории ГУЛАГа – директор Роман Романов и руководитель экспозиционно-выставочного отдела Анна Редькина – пригласили на открытие 17 апреля выставки «Вещдок: Папка с эскизами», посвящённой архитектору и художнику Борису Крейцеру.

Как не поехать. Рассчитал, что если поеду в 15-05 «сапсаном», успею к открытию выставки в 19-30, затем навещу коллегу, Лидию Алексеевну Головкову, и успею на обратный поезд. 

Всё удалось.

 

О мастере книги и фантастическом человеке Борисе Крейцере мы писали в 12-м томе «Ленинградского мартиролога».

На открытии выставки рассказал, что портрет Крейцера всегда передо мной  на стене Центра  «Возвращённые имена». Рядом портрет Александра Исаевича Солженицына (передавал его в камеру СИЗО Юрию Дмитриеву, но после освобождения Юра решил вернуть портрет на место).

Солженицын. Крейцер. Им дано было выжить в ГУЛАГе, стать свидетелями и рассказать об увиденном. 

Крейцер рассказал о технологии изготовления лживых протоколов допросов и, главное, о том, где выводили на расстрел в Ленинграде, как врали обречённым на расстрел. Крейцера и его товарищей по списку «Харбинцы» № 19 вывели в ночь на 11 сентября 1938.  Семьдесят один «японский шпион». Шестьдесят семь человек расстреляли. Четверых оставили: не вполне сошлись биографические данные. Пока с ними разбирались, завершилась карательная кампания в СССР. Все тайные могильники – спецобъекты госбезопасности были в прямом смысле переполнены и пропитаны кровью.

Недострелянных отправляли в лагеря. Некоторых выпустили под подписку о хранении в строжайшей тайне того, «что видел и слышал, известных методов секретной работы и ведения следствия». «Разглашение методов ведения следствия, а также содержания в тюрьме» преследовалось в уголовном порядке «как нарушение государственной тайны».

Крейцера и его соседа по расстрельному списку, правнука адмирала Корнилова, отправили в лагеря. Оба выжили.

И вот совсем недавно оказалось, что сохранилась папка эскизов детских игрушек, выполненных Борисом Крейцером в неволе.

Она-то и послужила основой для выставки в Музее истории ГУЛАГа.

 

Дома у Лидии Алексеевны Головковой мы провели счастливый час за беседой о Крейцере, о прежних и новых Книгах памяти. Идём на поправку! Художник и научный сотрудник Свято-Тихоновского университета Головкова – составитель и автор восьмитомной Книги памяти «Бутовский полигон», книг о Коммунарке, Сухановке. Готовит новые книги.

Я рассказал о будущих томах «Ленинградского мартиролога» и книгах Юрия Дмитриева.

 

Москва была ласкова под тёплым моросящим дождём. Понял вдруг, что впервые за годы не бегу, а уверенно успеваю на вечерний поезд. Утром на работу.

Анатолий Разумов

 

На мансарде Музея истории ГУЛАГа Дома у Лидии Алексеевны