Исанна Михайловна Лурье, человек Фонтанного Дома и сада при нём. Будем помнить

2020-10-07

 

Позвонил Татьяне Сергеевне Поздняковой, она плачет: внезапно умерла Исанна Михайловна Лурье.

Кажется, Исанну Михайловну я встречал при каждом посещении, каждом выступлении, на каждом чтении имён репрессированных и блокадников в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

И она не «была при мероприятии», а вела его внутренне, мгновенно вступая словами там, где надо было чем-то помочь. Не более. Затем снова внутренне жила событием.

Так было и в саду Фонтанного Дома 8 сентября нынешнего года вечером, когда читали блокадные имена. Очередь. Исанна Михайловна тихонько спросила, могу ли я пропустить впереди себя девочек из пригородной школы, чтобы они успели прочесть имена и затем на электричку. Слушала каждую поодаль, но  рядом. И так же ровно и тихонько подала мне знак: всё.

Будем помнить. Царство Небесное.

Анатолий Разумов

 

Совсем неожиданно, как говорят скоропостижно, ушла от нас Исанна Михайловна Лурье, один из старейших сотрудников музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Мы познакомились во время подготовки и проведения акции «Хотелось бы всех поимённо назвать», которая проходит в Петербурге ежегодно 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий. Сегодня молитвенное поминовение репрессированных на улицах нашего города стало традицией, но в 2011 году музей Анны Ахматовой первым поддержал эту инициативу. Исанна Михайловна была среди тех, кто помогал устраивать поминальное чтение, и сама не уходила с промозглого двора греться и пить чай всё время, пока читали имена. Так было из года в год... К 30 октября прибавилось 8 сентября, День памяти жертв блокады. Исанна Михайловна знала, что такое трудная память, умела хранить её, принимать как святыню и трудиться над тем, чтобы и новые поколения узнавали о трудных страницах нашей истории.

Потом было много вечеров и встреч в стенах Фонтанного Дома, которые мы готовили и проводили вместе. Меня поражало её сердечное неравнодушие, готовность включаться словом и делом в наши идеи и труды. Она никогда ничего не делала «на автомате», просто потому, что это работа. Её дружественность и открытость к общению стали для меня воплощением особой атмосферы, присущей музею Ахматовой.

Конечно, она любила и знала русскую культуру, русскую литературу, была ученицей Бориса Фёдоровича Егорова (которого пережила всего на два дня) – и делилась даром, которым владела. 

В добрый последний путь, дорогая Исанна Михайловна. 

В памяти сердца для Вас уготовано место. 

Юлия Валентиновна Балакшина, д.ф.н., доцент РГПУ им. Герцена, председатель Свято-Петровского малого православного братства

 

8 сентября 2020 8 сентября 2020