Ананенков Прокофий Дорофеевич

Ананенков Прокофий Дорофеевич, 1893 г. р., уроженец д. Никулино Краснинского р-на Смоленской обл., русский, беспартийный, кладовщик-счетовод, проживал: п. Свирьстрой-3 Лодейнопольского р-на Лен. обл., ул. Металлистов, барак 656, кв. 1. Арестован 15 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 12 марта 1938 г.

ПРОКОФИЙ ДОРОФЕЕВИЧ АНАНЕНКОВ

Прокофий Дорофеевич Ананенков и его дети Владимир, Надежда, Василий

Мой отец Ананенков Прокофий Дорофеевич родился в 1893 г. в Смоленской губернии, Краснинский уезд, деревня Никулино. В то время жили вместе несколько семей. Отец жил вместе со своими отцом, матерью; его брат с семьёй и сестра также жили вместе.

Отец закончил 4 класса приходской школы. Несмотря на невысокое образование, он был интеллигентным человеком. Очень честным и справедливым. Его уважали в деревне. К нему тянулись люди.
В 1928 г. у отца умерла жена, наша мать.

В 1930 г. большую семью отца раскулачили. Отобрали всё. Отбирать-то, собственно, было нечего. В церковь ходили босиком, сапоги одевали перед церковью. Отца во время раскулачивания не было дома, его предупредили об этом, и он не попал в ссылку. Остальных всех сослали. Нас, маленьких, разобрали по тётям, дядям, меня взяла бабушка по материнской линии. Отец некоторое время скрывался, а потом переехал в Ленинградскую область, Лодейнопольский район, в посёлок Свирьстрой-3 на стройку электростанции, где и работал. Он был очень добросовестный. К нему перебрались мои дядя и тётя по материнской линии, т. к. в Смоленске был голод. Из ссылки к нему переехал брат со всей семьёй. Только уже не было родителей моего отца, они умерли в ссылке.

И нас отец начал перевозить к себе. Старшего, Василия, взял в 1932 г., Владимира – в 1933 г., меня привёз в 1935 г. в сентябре. Женился он второй раз в 1933 г. на Марии Ивановне. Когда отца забрали, она не бросила нас. Низкий ей поклон.

Что удивительно, нас не преследовали. Мой брат двоюродный Ананенков Пётр Иванович после ссылки работал в школе, а с 1940 г. был директором школы в Лодейном Поле; когда война началась, он был командиром ополчения. Старший брат Василий в 1938 г. переехал в Ярославль, откуда ушёл добровольцем на Черноморский флот. Защищал Севастополь, Новороссийск. Был ранен. Умер в Запорожье в 1992 г. Второй брат Владимир переехал в Ярославль к дяде в 1939 г. В 1942 г. пошёл в армию. Учился на подводника в Махачкале и войну прошёл на подводной лодке мичманом на Балтийском море. Умер в Москве в 1998 г. Служили честно и добросовестно. Я с неродной матерью была до апреля 1942 г. и эвакуировалась тоже в Ярославль к дяде. Поступила работать шестнадцатилетней на хлебную базу, в то время номерную, проработала больше 40 лет на данном предприятии. В 1946 г. вышла замуж за инвалида ВОВ, живём дружно. Вот такая жизнь. Всё было – холод и голод.

Конечно, если бы наш отец был с нами, наша судьба сложилась бы иначе. Мы не думали, что его, невиновного, расстреляют. Я думала, что он где-нибудь в ссылке умер.

Ответ на запрос о моём отце пришёл 13 апреля 1996 г. О том, что произошло. Я такого не ожидала, я в шоке до сих пор. Отца взяли 16 февраля 1938 г. за проведение антисоветской агитации в составе контрреволюционной группы, за распространение провокационных слухов. По какой статье его судили, в материалах дела не указано. Судили его в Ленинграде, тройка приговорила его к расстрелу 10 марта 1938 г., и приговор приведён в исполнение 12 марта 1938 г. Месяца не прошло. Как всё быстро делалось. План гнали на человеческих судьбах. А мы, нас трое было, стали в момент круглыми сиротами. И не было у них необходимости сообщить нам об этом.
Меня всё время мучила судьба отца. Теперь он реабилитирован посмертно 26 июля 1989 г.

Надежда Прокофьевна Ананенкова,
г. Ярославль

Прокофий Дорофеевич Ананенков расстрелян согласно протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 312. В предписании на расстрел значится 76-м из 100 расстрелянных. Все помянуты в данном томе. – Ред.