Кямбре Оскар Петрович

Кямбре Оскар Петрович, 1876 г. р., уроженец д. Пестка Лядского р-на, крестьянин, раскулачен по решению Лядского райисполкома в 1933 г. Реабилитирован в ноябре 1994 г. Реабилитированные члены семьи: жена Кямбре Паулина Ивановна, 1880 г. р.; дочь Кямбре Людмила Оскаровна, 1908 г. р., дочь Кямбре Эмма Оскаровна, 1912 г. р. (ПсковКП-3)

СЕМЬЯ КЯМБРЕ

Семья Кямбре. Сидят за столом: Арнольд Оскарович, Оскар Петрович, Эльмар, Паулина, Людмила; сидят на брёвнышке: Альвина и Линда; стоит Элла

Мой прапрадед Пётр Кямбре жил в городе Верро (Выру) Эстляндской губернии. Он продал свой дом и магазин, переехал в Россию и купил мызу Стряково на Псковщине. Затем были куплены хутора детям – моему прадеду Оскару и его брату. Хутор давал продукцию не только для жизни семьи. На рынок в Струги Красные возили продавать яйца, шерсть, скот. И жила семья, росли дети.

Оскар Кямбре женился в 1904 г. Всего было у них с женой Паулиной 11 детей. Мальчиков трое: Арнольд, Ян и Эльмар. Арнольд – старший, первенец, Ян умер от воспаления лёгких где-то в 1915–1917 гг. А Эльмар… Семью раскулачили в 1933 г. Моя бабушка Альвина Оскаровна вспоминала, как пришли четверо с наганами и в форме. Собак перестреляли, но не насмерть, а оставили мучиться. Они визжали, просили помощи. Скота было очень много: несколько коров, свиней хорошей породы, стадо овец, две лошади. Люди из колхоза забирали скот. Гнали без конца и края, пока весь не увели. Оскару Кямбре связали сзади руки, и он стоял в середине двора. Дети плакали и жались к прабабушке Паулине. Шестилетний Эльмар вырвался с криком к отцу. Его ударили прикладом в спину и сломали позвоночник. Он жил ещё потом, но умер подростком. Унесли всю мебель, рояль (семья была музыкальная), отбирали всё что могли, у Альвины соседская девочка сняла даже боты с ног.

Оскара Кямбре посадили в стругокрасненскую тюрьму. Старший сын Арнольд не сдался, бежал в лес, в него стреляли, но не попали. Семья не знала, жив ли он. Старшую дочь отправили на лесозаготовки на Урал. Прабабушку Паулину с больным Эльмаром оставили. И оставили младшую дочь Альвину. Она стала кормилицей своих брата и мамы. Ходила по домам на работу, потом в совхоз, коров доила.

Прадед Оскар долго сидел в тюрьме. Когда отпустили, работал в сельсовете. В 1937 г. снова арестовали. Били между ног, чтобы подписал какие-то бумаги. А он: «Я это не делал, я это не знаю». Из тюрьмы его привезли на соседской таратайке как кусок чёрного мяса. Не мог ходить ни по-большому, ни по-малому и через несколько дней умер. Сказал перед смертью: «Если я расскажу, что со мной делали, вас всех застрелят». Семья никому не рассказала, молчали. К этому времени вернулся откуда-то Арнольд. Он хотел устроиться на работу на Урале, где и сестра, но от него потребовали справку, что колхоз его отпускает. Недолго побыл он дома. Его арестовали и отправили в псковскую тюрьму. Оттуда перевели в «Кресты» и расстреляли по решению Тройки.

Бабушка Альвина вспоминала, что её брат Арнольд был невероятно добрый.

Владимир Владимирович Осипенко,
С.-Петербург

Оскар Петрович Кямбре (1876–1937) был раскулачен по решению Лядского райисполкома в 1933 г. Реабилитирован в 1994 г. вместе с женой Паулиной Ивановной, старшими дочерьми Людмилой и Эммой. Они помянуты в 3-м томе Псковской Книги памяти «Не предать забвению».

Арнольд Оскарович Кямбре расстрелян по так называемому Списку эстонских шпионов № 26. В предписании на расстрел значится 73-м из 96 приговорённых к высшей мере наказания. 82 человека расстреляны 22 октября 1938 г. и помянуты в данном томе. 14 человек не были расстреляны и будут помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». Арнольд Кямбре реабилитирован в 1959 г. Он помянут также в 6-м томе Псковской Книги памяти «Не предать забвению». – Ред.