Логиневский Александр Васильевич

Логиневский Александр Васильевич, 1873 г. р., уроженец г. Боровичи, русский, из семьи дьякона, окончил Духовную семинарию в Новгороде, с 1901 г. служил в церкви на Ржевском артиллерийском полигоне, с 1918 г. священник Свято-Троицкой церкви, проживал: п. Всеволожский Лен. обл. Арестовывался в 1921 и 1930 гг. Вновь арестован 8 декабря 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 30 декабря 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 января 1938 г.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОГИНЕВСКИЙ

«…Виновным себя признал частично»

В конце 70-х годов ХIХ столетия на окраине Петербурга, недалеко от местечка, носившего название Ржевская слобода, на обширном Охтинском поле, были размещены два артиллерийских полигона. Один полигон принадлежал Военному ведомству и испытывал полевую и крепостную артиллерию для армии, другой – Морского ведомства – занимался испытаниями морской корабельной и береговой артиллерии для флота.

К 1900 году численность служивших и работавших на обоих полигонах превысила 1000 человек, но своего храма у них не было, а посему приходилось ходить молиться в церковь Земледельческой колонии для малолетних преступников, находившуюся по соседству.

Контр-адмирал Дмитрий Густавович Фелькерзам, который в то время был начальником Морского артиллерийского полигона, обратился в Святейший Синод с прошением о постройке для полигонов своей церкви. Вскоре разрешение было получено. Но выделенных из государственной казны денежных средств было получено явно недостаточно, и тогда было принято решение временно приспособить под храм деревянный сарай для хранения противопожарного имущества, перестроив его в соответствии с необходимыми требованиями культового сооружения. Было отремонтировано само здание, сделана пристройка к алтарю, на крыше установлен купол с крестом, а вокруг будущей церкви сооружена деревянная ограда.

К концу лета 1901 года переоборудование бывшего склада под храм было закончено, после реконструкции он мог вмещать не менее 500 одновременно молящихся.

6 октября (23 сентября) 1901 года при большом стечении окрестного населения и личного состава двух полигонов состоялось торжественное освящение новой церкви, получившей наименование во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Освящал церковь протопресвитер военного и морского духовенства Александр Александрович Желобовский, а первым её настоятелем был назначен о. Александр (Александр Васильевич Логиневский). О нём и пойдёт далее рассказ.

Александр Васильевич Логиневский родился 8 ноября (26 октября) 1873 года в городе Боровичи Новгородской губернии, в семье дьякона. В Боровичах он окончил церковно-приходскую школу и духовное училище, а с 1886-го по 1894 год обучался в Новгородской духовной семинарии.

С 1894-го по 1898 год Логиневский служил певчим в церковном хоре у новгородского архиепископа, а затем псаломщиком на городском кладбище.

В 1898 году он был рукоположен в сан священника и с этого времени по 1901 год служил в вышеупомянутой церкви Земледельческой колонии для малолетних преступников.

С 6 октября (23 сентября) 1901 года по 2 мая (19 апреля) 1917 года отец Александр служил в церкви Главного артиллерийского и морского полигонов.

В 1916 году «за работу в попечительстве семей нижних чинов, призванных на войну» отец Александр Логиневский был Высочайше пожалован орденом Св. Анны 3-й степени. За годы беспорочной службы на церковном поприще он был награжден: набедренником, скуфьёй, камилавкой и наперсным крестом.

В том же году он подал прошение на имя протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Ивановича Шавельского направить его полковым священником на фронт.

В апреле 1917 года просьба Логиневского была удовлетворена, его произвели в сан протоиерея, назначили священником 149-го Черноморского пехотного полка и отправили на фронт, где он пробыл до 11 февраля (29 января) 1918 года.

После прибытия с фронта о. Александр узнал, что место священника полигонной церкви занято о. Виталием Покровским, и тогда он по приглашению «двадцатки» стал служить в усадебной церкви князя Всеволожского. С 25 (12) мая 1918 года до дня своего ареста о. Александр служил в Троицкой церкви посёлка Всеволожский.

8 декабря 1937 г. Александр Васильевич Логиневский был арестован органами НКВД, это был для него не первый арест, до этого он уже арестовывался дважды: в 1921 г. (за «хранение оружия») и в 1930 г. (за «хранение серебряной разменной монеты»). На этот раз обвинение ему было предъявлено в «контрреволюционной агитации».

В чем же конкретно его обвиняли? Вот что было сказано об этом в обвинительном заключении: «…будучи священником церкви [Главного] артиллерийского [и] морского полигона и, имея связь с жандармерией в 1903–1905 гг., выдал последней революционно настроенных рабочих и сообщал жандармерии о местах, где происходили собрания и митинги. В 1926 г. в посёлке Всеволожский во время выселения бывшего помещика Штамма собрал в церкви толпу антисоветски настроенных прихожан, произнёс им контрреволюционную проповедь и во главе толпы направился в сельский совет требовать приостановления выселения помещика. Являясь враждебно настроенным, систематически вёл антисоветскую агитацию среди прихожан, виновным себя признал частично, но изобличается показаниями свидетелей...».

Что из этого является правдой, а что нет, теперь уже точно установить невозможно. Но очень вероятно, что это «признание» Логиневского было получено на допросах в результате физического воздействия на него. Не будем забывать ещё и о том, что в то суровое время каждый священник рассматривался советской властью как потенциальный контрреволюционер. И все же это, хотя бы и частичное признание своей виновности, не принесло отцу Александру облегчения дальнейшей участи.

Никакого суда над ним не было. Следственное дело по обвинению Логиневского Александра Васильевича было направлено на рассмотрение Особой тройки Управления НКВД по Ленинградской области, которая своим постановлением от 30 декабря 1937 года определила ему «высшую меру наказания». 2 января 1938 года он был расстрелян.

Не менее печальной оказалась и судьба храма во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Главного артиллерийского и морского полигонов, первым настоятелем которого был о. Александр Логиневский. Сразу после революции большевики закрыли храм. Вплоть до конца 30-х годов ХХ столетия в бывшей церкви находился клуб морского полигона, который затем, ввиду ветхости деревянной постройки, был разобран на дрова. До наших дней сохранилось лишь кирпичное здание бывшего пожарного депо, которое в конце ХIХ века было приспособлено под часовню, и ставшее впоследствии частью церкви. В бывшей часовне в годы советской власти находилась гальваническая мастерская. Её закрытие совпало с распадом Советского Союза. По всей стране тогда начался процесс возвращения церкви отобранных у неё храмов, которые в советское время использовались под склады, мастерские, овощехранилища и т. д. Вновь освещённые, они обрели своё прежнее предназначение. Может быть, теперь настало и время возрождения храма Ржевского полигона? Для этого нужно восстановить церковь или часовню, чтобы там можно было отслужить панихиду и поставить свечу за упокой души тех, кто когда-то на нём служил или работал, в том числе и за отца Александра Логиневского. Здесь есть над чем подумать.

Валерий Евгеньевич Лукин,
С.-Петербург

Дело Логиневского. Чему верить?

Александр Васильевич Логиневский расстрелян согласно протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 281. В предписании на расстрел значится первым.

На обложке его архивно-следственного дела указано: «Начато 8 декабря 1937 г. Окончено 23 декабря 1937 г.». Типичное дело 1937 года. Необъёмистое. Но с особенностями, позволяющими оценить весомость обвинений против священника.

Начать с того, что каждому арестованному противостояли мастера грязных дел. Контроля практически не было. При позднейшем разборе дел 1937–1938 годов выяснено, что основными методами следствия были ложь, шантаж, подлог и пытки. Кроме того, в НКВД работали специалисты по подделыванию почерка и подписей – на крайний случай.

Как мог устоять арестованный? Как мог избежать оформления так называемых «признательных» протоколов допросов?

Следователи Логиневского чередовались от допроса к допросу. Видимо, применялся «конвейерный» допрос со сменой следователей, лишением сна и «стойками». Последние протоколы допросов оформлены как «признательные» или «полупризнательные», но в каких условиях, каким образом и кем они подписаны – останется навсегда неясным.

Ясно другое: к моменту начала операции 1937 года Логиневский был на учёте НКВД и на него имелись доносы секретных осведомителей. К примеру, агент «Икс» 10 марта 1932 года заявлял о склонности Логиневского к доносительству в царское время и заключал свой донос таким образом: «Логиневский пользовался большим авторитетом на полигоне и на все генеральские обеды и балы приглашался постоянно. В настоящее время Логиневский проживает в селении Всеволожск по Финляндской ж. д., Ириновская линия. И хотя он дожил до глубокой старости, но по прежнему своему поведению, на случай какого либо политического изменения, он сможет оказаться таким же доносчиком и указать на отдельных представителей Советской власти, если он имеет кого либо в виду». Другой агент, возможно из числа церковной «двадцатки», 21 мая 1934 г. представил донос под названием «Автобиография попа Логиневского» и пересказал всё подряд, что мог, к примеру: «Семья состоит из трёх дочерей и одного сына которые получили все высшее образование, кроме сына Николая, эти дочери владеют иностранными языками как-то английским и французским, одна дочь за агрономом замужем…».

Доносы были, конечно, не случайны. Собирался материал на человека, который ранее арестовывался и лишался избирательных прав.

К делу 1937 года приобщён протокол допроса свидетеля от 1 февраля 1935 года – времени проведения операции «Бывшие люди» и оформления массовой высылки. Свидетель показал, что «Логиневский является ярым антисоветчиком произносил контрреволюционные проповеди за что не однократно был арестован и выслан, а позже т. е. в 1921 г. был у него найден ящик оружия (леворверы винтовки и шашки), последний раз был арестован примерно в 1930 г. за контрреволюционные проповеди и выслан и примерно через год вернулся обратно на место жительство». Что в этом перечислении правда? Почти всё неверно. Дела 1921 года по Логиневскому нет. Не упоминается такой арест и в деле 1930 года. Первый раз Логиневский был арестован 19 августа 1930 г. по делу о «злостном укрывательстве мелкой серебряной монеты». В стране обнаружились затруднения с обращением серебряной монеты. Люди старались сохранить её как не подвергающуюся обесцениванию. Полпредство ОГПУ в Ленинградском военном округе провело обыски у сельского и пригородного духовенства. Арестовали около 30 человек, отобрали золотые, серебряные и даже медные монеты (часть – царской чеканки). У Логиневского изъяли серебряных монет на 47 рублей 60 копеек. В протоколе допроса отмечен ответ Логиневского на вопрос о политических убеждениях: «Политикой не занимаюсь. По отношению к соввласти лоялен». По существу дела Логиневский показал:

«Я служу в пос. Всеволожском как священник с 1918 года 12 мая, а до этого был на фронте под Двинском в 149 Черноморском полку в звании благочинного 38 пех. дивизии. В данное время являюсь протоиереем и членом Благочинного совета и в моём ведении находятся церкви Колтушская – Петропавловская, в д. Морье – название я не знаю и в Ириновской – Преображенская. Благочинным является прот. Ник. Тихомиров из с. Никольского. Изъятое у меня серебро образовалось от выполнения служебных обрядов...».

Дело передали на рассмотрение Тройки ПП ОГПУ в ЛВО. 16 января Тройка вынесла решение: «Логиневского Александра Васильевича – направить на принудработы, сроком на шесть м-цев, считая срок со дня ареста. Постановление считать условным и из под стражи освободить. Отобранную монету конфисковать. Дело сдать в архив».

Так Логиневский провёл в заключении почти 5 месяцев и был освобождён.

В 1935 году Логиневского никуда не высылали.

Значит, до 1937 года не было хода доносам. Потому что всерьёз против священника Логиневского, пользовавшегося почитанием у прихожан, даже в ЧК–ОГПУ–НКВД ничего не было. Что за оружие хранилось у Логиневского в 1921 году и хранилось ли – неизвестно. Хранить разменную серебряную монету в 1930 году считалось, конечно, преступным. Но не настолько, чтобы укатать в Соловки.

Но вот приказом НКВД СССО № 00447 определён в 1937 году план на расстрелы и посадки в лагеря, выданы образцы следственного дела и протокола тройки, 5 августа началась операция НКВД. Подняли старые доносы, нашли дополнительных свидетелей, в августе составили протоколы допросов.

Судя по протоколам (не собственноручным показаниям), один из свидетелей, бывший председатель поселкового совета, показал, что «Логиневский А. В. раньше и в настоящий момент пользуется громадным авторитетом», «в настоящий момент о его антисоветской деятельности ничего сказать не могу, но великолепно знаю, что Логиневский является антисоветским элементом по разложению населения»; «в 1926 году, благодаря к/р агитации Логиневского А. В. по защите помещика Штамма, в с/с неоднократно являлись антисоветские элементы с угрозой и требованием ко мне – председателю с/с о защите помещика Штамма, при этом заявляли: „Это твоя лично работа, тебе нужен дом Штамма, мы тебя выбросим из с/с“».

Другой свидетель вспомнил ни много ни мало – о революционных маёвках, на которые тридцать лет тому ходили в лес мимо дома Логиневского и, значит, этот поп точно сообщал о маёвках: «О том, что Логиневский в прошлом являлся агентом жандармерии, мне известно из следующего: начиная с 1905 г., когда революционным движением были охвачены рабочие заводов путиловского, капсульного и порохового на ст. Ржевка, были организованы кружки, которые собирались в лесу. Я в то время работал рабочим капсульного завода, принимал участие в работе этих революционных кружков, посещал собрания в лесу. На собрания кружков приходилось проходить мимо дома, где жил Логиневский. Логиневский, видя, что рабочие идут на собрания, выслеживал эти собрания, приходил туда же и подслушивал. И как правило после его посещений наших собраний из числа участников люди арестовывались, фамилий арестованных теперь не помню».

Третий нёс совсем ахинею: «О работе Логиневского А. В., когда он был при доме князя Всеволожского, мне ничего неизвестно, но работая при доме князя Всеволожского он пользовался большой популярностью и припрятал венцы князя, в которых совершали обряды более знатные люди того времени. Эти венцы якобы он разбазарил в торгсине, так как во время существования карточной системы и закрытых распредов Логиневский А. В. доставал продукты питания роскошного качества… Второе моё подозрение на то, что Логиневский связан со шпионской деятельностью, указывает на его родство: дочь Логиневского А. В., Серафима замужем за каким-то японцем, которого я совершенно не знаю, только и слыхал, что снимался в кино картине „Голубой экспресс“ и что он был где то растратчиком и платит убытки...»

Четвёртый, колхозник колхоза «Ударник» Всеволожского района, уже перед арестом Логиневского якобы показал: «О том что поп ЛАГИНЕВСКИЙ является провокатором и предателем рабочих я знаю точно, так как сам был активным участником их революционных кружков и после каждого посещения кружков ЛАГИНЕВСКИМ происходили аресты. После мы догадались, переменили место явок и остерегались ЛАГИНЕВСКОГО. Аресты прекратились, после чего мы убедились в предательстве ЛАГИНЕВСКОГО. В то время ЛАГИНЕВСКИЙ служил попом в морском полегоне, который находился около деревни Смольная Колония. Лучший друг ЛАГИНЕВСКОГО КАЛИНОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ в прошлом был инженером – строителем морского полегона, а ныне расстрелян, как шпион и враг народа».

 

Конечно, для 1937 года подобных свидетельских показаний было достаточно. Но Логиневского не трогали ещё четыре месяца. Может, образцовое дело готовили для суда. Может, не решались из-за авторитета священника.

Наконец, арестовали в тёмную ночь с 8-го на 9 декабря 1937 года. Отвезли в «Кресты». В протоколе обыска краткая опись изъятого: «1) Евангелие, 2) наперстный крест 1 серебрянный, 3) крест для треб серебрянный один и разная переписка и паспорт № ЛС 752174».

(Где эти вещи, отошедшие государству, что с ними сталось. Бог весть.)

9 декабря начались допросы. Логиневскому предъявили показания свидетелей, с одним из них даже провели очную ставку.

Оставлю доносчиков и свидетелей. Даже и следователей. Скажу о своём впечатлении от протоколов допросов Логиневского. За текстами следователей видится степенный, умный, мужественный человек, заставивший силой своего облика и обаяния записывать нечто близкое ответам на вопросы.

 

Орфография сохранена.

Протокол допроса от 9 декабря 1937 г.

Логиневский Александр Васильевич, р. 8 ноября 1873 г., урож. г. Боровичи Ленинградской обл., проживает в пос. Всеволожский того же р-на, русский, гр-н СССР, паспорт ЛС № 752174 выдан 16 марта 1937 г. Всеволожским РОМ, служитель культа – священник Троицкой церкви пос. Всеволожская, социальное происхождение – из служителей культа, отец был дьяконом; одинокий, образование среднее – духовное, беспартийный, не судился; был арестован ОГПУ 1921 г. за хранение оружия, 1930 г. арестован за хранение серебряной монеты – содержался под арестом 3–4 мес. На воинском учёте не состоит, в Красной и белых армиях не служил.

Вопрос: Дайте следствию показания автобиографического порядка?

Ответ: Я Логиневский родился в семье дьякона в гор. Боровичи. Учился и окончил приходскую школу, а потом там же окончил в 1886 г. духовное училище. По окончании духовного училища поступил в Новгородскую духовную семинарию и окончил её в 1894 г. С 1894 г. по 1898 г. служил певцом у новгородского архиепископа, затем псаломщиком на кладбище. С 1898 года по 1901 г. священником колонии малолетних преступников в Ленинграде близ ст. Ржевка. С 1901 г. по 19 Апреля 1917 года служил священником Главного артиллерийского и морского полигона. В 1916 г. я подал прошение протосвитеру Морского и сухопутного ведомства с просьбой направить меня священником на фронт и в апреле 1917 г. я был направлен на фронт и назначен священником 149 черноморского полка. Священником на фронте я пробыл до 29 Января 1918 года. С 12 Мая 1918 г. служил священником Всеволожской церкви по день ареста.

Вопрос: Следствие требует от Вас показания, какие Вы имели награды и за что их получили и когда?

Ответ: За службу в колонии малолетних преступников я имел награду – набедренник. За службу на полигоне имел награды: скуфья, камилавка и наперстный крест. Орден Анны III степени я получил в 1916 г. за работу в попечительстве семей нижних чинов призванных на войну. Перед отъездом на фронт в 1917 г. я был произведён в сан протоирея.

Вопрос: Назовите следствию всех Ваших близких родственников, укажите, где они проживают и чем занимаются?

Ответ: Мои близкие родственники следующие:

1) сын Логиневский Николай Александрович 1903 г. рождения. Где он проживает я не знаю, но знаю, что он командир РККА. В 1927/28 гг. он окончил Военную артиллерийскую школу им. ВЦИК.

2) дочь Макаренко Вера Александровна, 1897 г. рождения, замужем за гр-ном Макаренко Александром Алексеевичем. Они проживают по ул. Плеханова д. 36. Муж её преподаватель математики, но где именно точно указать не могу. Сама она домашняя хозяйка.

3) дочь Карташева Надежда Александровна, рожд. 1898 г. замужем за гр-ном Карташевым Алексеем Ивановичем. Она домохозяйка а её муж работает в хозотделе НКВД бухгалтером. Проживают они по ул. Рубинштейна около пяти углов, точного адреса я не знаю.

4) дочь Вардуль Серафима Александровна 1902 г. рождения, она замужем за гр-ном Вардуль Александром Николаевичем. Она работает плановиком в каком учреждении, я не знаю, а муж работает ст. бухгалтером в какой-то строительной организации. Проживают они по Большой Зеленина ул. на Петроградской стороне. Точного адреса указать не могу.

5) брат Логиневский Михаил Васильевич проживал в гор. Боровичи. Жив ли он или нет я не знаю. В 1918 г. он служил псаломщиком в Соборе в гор. Боровичах.

Вопрос: Назовите Ваших близких знакомых, укажите где они проживают и чем занимаются.

Ответ: 1) Котов Григорий Павлович – казначей церкви, единоличник-пенсионер.

2) Анронов Исаак Анронович, член церковной двадцатки.

3) Королёв, Дмитрий Иванович, председатель церковной двадцатки, единоличник пенсионер.

Так же я знаю остальных членов церковной двадцатки.

Вопрос: Назовите следствию Ваших родственников, которые были подвергнуты репрессиям, укажите когда и кем они репрессированы?

Ответ: На сколько мне известно ни кто из моих родственников ни каким репрессиям не подвергался.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы служили священником у князя Всеволожского. Дайте об этом показания?

Ответ: Я у князя Всеволожского не служил, у него имелся свой священник. После революции я по приглашению двадцатки служил в этой церкви.

Вопрос: Расскажите о связи со своим сыном Логиневским Николаем Александровичем?

Ответ: Я лично связь со своим сыном Логиневским Николаем Александровичем не имею, он от меня ушёл в 1924/25 г.г. с тех пор ни одного письма мне он не написал.

Вопрос: Куда ушёл ваш сын Логиневский сразу же от вас и расскажите последовательно где он работал и где учился.

Ответ: Мой сын Логиневский Н. А. от меня ушёл на Волховстрой чернорабочим на дрезине по старой специальности. На Волховстрое вступил в ВКП(б). Партийная организация на Волховстрое его откомандировала в пехотинскую военную школу в г. Ивано-Васнесенск. Он там показал свою способность к учебе и их несколько человек не окончив эту школу отобрали в Военную Артиллерийскую школу им. ВЦИКа, точно не помню, примерно в 1927 или 1928 году и стал командиром РККА.

Вопрос: Откуда Вам известно, все подробности твоего сына?

Ответ: Подробности мне известно через своих дочерей, с которыми он поддерживает письменную связь и они тесную связь поддерживают со мной.

Вопрос: Которая дочь тесно связана с Логиневским Н. А.?

Ответ: По моему он раньше писал всем сестрам, а последнее время мне говорила Вера Александровна Макаренко точно не помню кажется и Серафима Александровна Вардуль.

Вопрос: Расскажите о связи с дочерями и их мужьями?

Ответ: Моя связь с ними заключается в следующем:

1. Моя дочь Макаренко Вера Александровна и её муж Макаренко Александр Алексеевич постоянно у меня на квартире постоянно сам Макаренко и моя дочь Вера и каждое свободное время он приезжает ко мне и он там завёл у себя пасику, занимался летом пчеловодством.

2. Моя дочь Карташева Надежда Александровна и её муж Карташев Алексей Иванович тоже со мной поддерживают тесную связь, он и она бывали у меня по несколько раз. Самим постоянно ходить ко мне священнику не удобно и может быть подозрения по этому бывают ряд но часто бывает их сын Карташев Георгий Алексеевич бывает часто. Это Георгий когда приходит рассказывает куда его отец уехал и по каким делам и сам Карташев Алексей Иванович рассказывал, что он работает в органах НКВД по обследованию совхозов и хозорганов НКВД. Последний раз сын Георгий говорил, что папа уехал точно не помню в г. Киров или в совхоз им. Дзержинского для обследования.

3. Дочь Вардуль Серафима Александровна и её муж Вардуль Александр Николаевич у меня постоянно бывают, он сам Вардуль А. Н. и дочь моя Серафима были у меня в гостях летом и осенью в 1937 году.

Вопрос: Расскажите о социальном происхождении и положении Вардуль А. Н.?

Ответ: Мой зять Вардуль Александр Николаевич родился в г. Ленинграде, отец его был японец, а мать латышка. Чем занимались его родители не знаю. Отец его бросил и уехал не знаю куда в Японию или он где-то умер.

Вопрос: Что было известно Вам Логиневскому о революционном движении рабочих?

Ответ: Мне Логиневскому хорошо было известно, что в 1903–1905 годах рабочие собирались в лесу проводили разные революционные митинги.

Вопрос: Как Вам было известно, что рабочие собирались в лес революционные рабочие проводить митинги и собрания?

Ответ: Я знаю хорошо потому, что кое-кто в лес и из леса проходили мимо моего огорода.

Вопрос: Кого вы знаете из участников революционных собраниях и митингах?

Ответ: Я хорошо знал одного рабочего по имени Лука фамилию и отчество не знаю, но ходил на митинги с женой тоже звать не знаю.

Вопрос: Почему вы думаете, что они там собирались на митинги? или на собрания?

Ответ: Я об этом слышал через рабочих участников на этих митингах и собраниях. Я слышал от рабочего работающего на морском полигоне фамилию не помню звали Лука отчество тоже не знаю.

Вопрос: При каких обстоятельствах вы слышали от рабочего Луки об участии на революционных митингах?

Ответ: Рабочий Лука со своей женой проходя мимо моих огородов во все услышанья разговаривал со своей женой о том, что они участвовали в лесу на митинге.

 

Допрос от 11 декабря 1937 г.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы будучи священником церкви артилерийского морского полигона, поддерживали связь с жандармским Управлением. Следствие предлагает Вам дать об этом правдивые показания?

Ответ: Да, я подтверждаю, что за период времени с 1903–1905 г.г. меня на квартире посетил два раза жандарм. Фамилия этого жандарма мне неизвестна.

Вопрос: Следствие предлагает Вам дать показания, какие велись разговоры, между Вами и посетившим Вас жандармом?

Ответ: Посетивший меня жандарм в разговоре со мною интересовался как я поживаю и что я читаю. При вторичном посещении он интересовался настроениями моих прихожан, т. е. солдат и матросов, на что я ему ответил, что я только священник и настроения моих прихожан меня не касаются, а если его это так интересует, пусть обратится к командиру роты.

Вопрос: Вы Логиневский имея связь с жандармерией, передавали ей сведения о политических настроениях Ваших прихожан. Дайте об этом показания?

Ответ: Я в жандармское Управление ни каких сведений характеризующих настроения моих прихожан не передавал. Как я уже указывал жандарм за этот период посетил мою квартиру дважды и пытался получить от меня ответы на интересующие его вопросы.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы поддерживали тесную связь с высшим командованием артилерийского морского полигона и передавали им сведения о настроениях солдат и матросов?

Ответ: Я, Логиневский был в хороших отношениях с Начальником полигона, генерал-лейтенантом Ремесленниковым, Федором Демяновичем до процесса над матросом Куржас. На процессе я выступил в защиту матроса и после этого случая моя связь с Ремесленниковым прекратилась, он перестал даже здороваться со мною.

 

Протокол допроса от 13 декабря 1937 г.

Вопрос: Вы своих знакомых по контрреволюционной деятельности не называли всех. Дайте показания?

Ответ: Да, я признаю, что своих знакомых, репрессированных органами НКВД за контрреволюционную деятельность не называл в числе своих знакомых например священник Кузьмин Иннокентий, который у меня бывал на квартире.

Вопрос: Какие были у вас с Кузьминым при встречах. Дайте показания?

Ответ: При встрече с Кузьминым у нас были беседы на политические темы он особенно ругал Советскую власть, но я его от этого остерегал «ты Кузьмин осторожно такими словами, как тебя не стыдно в присутвии людей выбрасывать такие слова направленные против Советской власти».

Вопрос: Вы выступали против выселения помещика Штамма и организовали на это граждан пос. Всеволожска.

Ответ: Да, признаю, что я Логиневский среди населения пос. Всеволожское высказывал сожаления по поводу выселения помещика Штамма после чего люди уже выступали на собрании от председателя с/совета требовали по этому поводу поставить вопрос на общем собрании граждан.

 

Допрос от 14 декабря 1937 г.

Вопрос: Что вам известно о действиях и главных руководителях контрреволюционных партиях. Дайте показания?

Ответ: Мне Логиневскому известно то, что в Февральскую революцию в 1917 г. завершили на Охтинском пороховом заводе под руководством партии эсеров. Главными руководителями были Ган, Иванов Роман Иванович, Анасовские братья Александр и Яков Иванович. Посколько мне известно, что Анасовский Яков Иванович и последствии остался эсером, а остальные Ган, Иванов Роман Иванович, Анасовский Александр Иванович после завершения Великой Октябрьской революции перешли в члены большевистской партии.

Вопрос: Что вам известно об этих лицах после Октябрьской революции?

Ответ: Мне Логиневскому известно, что после Октябрьской революции Ган занял ответственный пост в Москве, один раз приезжал инспектировать полигон. Иванов Роман Иванович не известно где. 1935–36 г. я его встретил на ст. Всеволожское, но не успел распрасить где он работает. Анасовский Александр Иванович остался на капсюльном заводе ныне «Краснознаменец».

Вопрос: Следствие требует от Вас показания что Вам известно о б. помещике Штамм?

Ответ: Помещика Штамма я знал с 1920 года, его жена была церковным старостой церкви в которой я служил. В 1926 г. узнав о том, что б. помещика Штамма выселяют из дома, я у Голубевых высказывал сожаление об этом.

Вопрос: Следствием установлено что в 1926 г. во время выселения б. помещика Штамма Вы собрали в церкви антисоветски настроенных кулаков и во главе толпы 250–300 человек направились в клуб пос. Всеволожский и требовали от председателя поселкового совета Снимщикова обсуждение этого вопроса и приостановки выселения?

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Следствием установлено что Вы собрали в церкви антисоветски настроенных граждан и выступили с контрреволюционной проповедью. В этой проповеди вы возводили клевету на правительство и призывали присутствующих заступиться за несчастную семью Штамм которая подвергается гонениям со стороны Советской Власти?

Ответ: Я этот факт отрицаю. Я только высказывал свое сожаление о выселении семьи Штамм и то не в церкви а на квартире Голубевых, где в это время присутствовала Попова, Анисия Дмитриевна. Больше ни с кем я об этом не говорил.

Вопрос: Следствием установлено, что под влиянием Вашей контр-революционной агитации, к председателю сельсовета Снимщикова являлись неоднократно враждебно настроенные граждане и под угрозой расправы, требовали от него как председателя Сельсовета, приостановку выселения. Следствие требует от Вас правдивых показаний?

Ответ: Я контр-революционной агитацией не занимался и к выселению Штамма не препятствовал, а советовал только попросить Снимщикова оставить семью Штамм в их доме.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы будучи враждебно настроенным к ВКП(б) и Правительству в течении ряда лет вели антисоветскую агитацию среди своих прихожан. Дайте следствию показания?

Ответ: Я это категорически отрицаю. Я нигде и ни когда с антисоветской агитацией не выступал.

 

Допрос от 20 декабря 1937 г.

Вопрос: Каким образом вы смогли добиваться осведомления от революционно настроенных рабочих об их происходящих собраниях и митингах, уточните данный вопрос?

Ответ: Для того, чтобы быть в курсе дело революционного движения я старался завоевать авторитет среди рабочих ежемесячно материально помогая безработным рабочим.

Вопрос: Как вы сами отнеслись к революционным движениям.

Ответ: Я Логиневский революционером не был, а всегда держал себя в либеральном направлении.

Вопрос: Вы занимались предательством революционно настроенных матросов полигона. Дайте правдивые показания?

Ответ: Да, я помню такой случай, что один матрос по фамилии Гончаренко по моему донесению, за то что он засмеялся в церкви от начальника полигона получил дисциплинарное взыскание 3 суток.

Вопрос: Продолжайте свои показания о своей контрреволюционной провокационной деятельности.

Ответ: Да, я Логиневский действительно дал ложные показания теперь я изобличён буду давать правдивые показания, что я Логиневский будучи в близких отношениях с начальством морского полигона, а так же полицейским урядником уезда Цимже по заданиям последних изучал политически не благонадежных т. е. революционно настроенных людей, разведывал, устанавливал места где проходят революционные собрания, митинги рабочих и присутствующих на них лицах и осведомлял полицейскому уряднику уезда Цимже, начальству полигона.

Вопрос: Бросьте свое запирательство, дайте правдивые показания о своей контрреволюционной провокационной работе?

Ответ: Да, я Логиневский дальнейшее запирательство считаю безцельным поэтому буду давать правдивые показания, что я примерно в 1906 или 1907 г. летом в присутствии уездного урядника Цимже рассказывал о происходивших в лесу революционных рабочих собраниях и митингах, называя рабочих дураками, но не называя персонально присутствующих рабочих.

Вопрос: Откуда было вам известно об этих собраниях и митингах?

Ответ: Об этих собраниях и митингах мне рассказывали два брата Алексей и Даниил Леоновы работавшие на морском полигоне.

Вопрос: Что вам известно о правокационной деятельности других лиц?

Ответ: Мне известно, что по рассказам рабочего Федота работавшего в то время на капсюльном заводе, что его предал помощник начальника порохового завода полковник Липницкий.

Вопрос: Что вам известно о кавалерийском эскадроне царской армии разгромившем рабочих на Пороховых?

Ответ: Когда был кавалерийский эскадрон на Пороховых мне не известно так как Пороховые от нас находились на расстоянии 4х км и там в лесу происходили рабочие собрания и митинги рабочие из Ржевки ходили на эти собрания.

 

Допрос от 21 декабря 1937 г.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы по заданиям полицейского урядника уезда Цимжа и командования выявляли политически ненадежных т. е. революционно настроенных людей, работавших на артилерийском морском полигоне. Следствие предлагает Вам назвать фамилии этих лиц?

Ответ: Да я подтверждаю, что мною были выявлены работавшие на полигоне революционно настроенные лица, назвать их фамилии я не могу т. к. не помню. Приблизительно мной было выявлено человека 3–4. Могу назвать Третьякова Феодра, Муравьева Петра Феодровича и Анасовского Якова Ивановича.

Вопрос: Следствием установлено, что Вами были выявлены как революционно-настроенные работавшие на полигоне Третьяков Ф. Муравь­ев П. Ф. и Анасовский Я. И. Следствие настаивает, чтобы Вы указали кому и в какой форме Вы сообщили о них?

Ответ: Я подтверждаю, что выявил их как революционно настроенных. Я при встрече с полицейским урядником уезда Цимже об этом сообщил последнему.

Вопрос: Следствием установлено, что вы выявляли через рабочих места, где предполагалось проводить митинги и собрания рабочих. Следствие предлагает Вам назвать лиц кому вы сообщили о предполагаемых быть митингах и собраниях?

Ответ: Мне было известно что собрания происходили где то в лесу около Пороховых. Заранее о местах где предполагалось проводить собрания и митинги мне известно не было, узнавал я впоследствии где были эти митинги в разговорах с рабочими. Ни кому я не сообщал о предполагаемом месте собрания т. к. узнавал только по их окончанию.

Вопрос: Следствие предлагает Вам конкретизировать Ваши показания, каким образом Вам удавалось завоевывать авторитет среди рабочих артилерийского морского полигона. Укажите следствию конкретно с кем из рабочих вы сблизились и для каких целей Вам это нужно было?

Ответ: Для того чтобы завоевывать себе авторитета либерального священника, я ежемесячно давал деньги на безработных. Деньги в сумме от 3–10 руб месяц я передавал Роману Ивановичу Иванову, а он в свою очередь об этом рассказывал безработным и таким образом при помощи этих денежных пожертвований я создавал себе авторитет сочувствующего рабочему движению.

Вопрос: Укажите следствию от кого и в какой сумме Вы получали асигнования на оказание помощи безработным?

Ответ: Специальных асигнований на этот счет я ни от кого не получал. Деньги которые я передавал в пользу безработных были моими собственными.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы несколько раз присутствовали на нелегальных собраниях рабочих кружков, которые происходили на квартирах у рабочих и в лесу. Следствие требует от Вас правдивых показаний?

Ответ: Я на нелегальных собраниях – кружках я не присутствовал, но знал что они происходят в лесу, это было мне известно со слов рабочего Луки, фамилию я его не помню.

 

Вот так, с бору по сосенке, каждое лыко в строку. Помогал безработным – создавал себе авторитет. Вступился за изгоняемого из дома – организовал контрреволюционную акцию. Видел, что рабочие заводов военного ведомства заняты противогосударственными делами, общался с командованием полигона, встречался с жандармом, с урядником – значит, обязательно доносил.

27 декабря 1937 г. зам. начальника Леноперсектора по проведению операции по приказу № 00447 капитан госбезопасности Хропов утвердил короткое Обвинительное заключение.

 

Обвинительное заключение

Я, Оперсотрудник Леноперсектора УНКВД ЛО – АВОТЫНЬ рассмотрев 23-го декабря 1937 года, следственное дело по обвинению: ЛОГИНЕВСКОГО Александра Васильевича, 1873 г. р. урож. г. Боровичи, Лен. области, происходящего из семьи служителя культа – протоиерея, русского, гр-на СССР, б/п, образования среднего, одинокого, арестованного орг. ОГПУ в 1921 г. за хранение оружия и в 1930 г. за хранение серебрянной разменной монеты.

В прошлом имеет награду – орден Анны III ступ. за службу священника.

До ареста священник Троицкой церкви, пос. Всеволожская, прожив. в пос. Всеволожская, –

Установил следующее:

будучи священником церкви артиллерийского морского полигона и имея связь с жандармерией, в 1903–1905 г. выдавал последней революционно настроенных рабочих и сообщил о местах где происходили собрания и митинги.

В 1926 г. в пос. Всеволожская во время выселения б. помещика – ШТАММА собрал в церкви толпу антисоветски настроенных прихожан, произнёс им к-р проповедь и во главе толпы направился в Сельсовет требовать приостановление выселения помещика.

Являясь враждебно настроенным вёл систематически антисоветскую агитацию среди прихожан.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ ЧАСТИЧНО, но полностью изобличается свидетельскими показаниями: САМОДУРО­ВА И. М., СКАБИНСКОГО Д. Г., СНИМЩИКОВА Г. Е., КОСТЕРИНА В. И., ТУЛУБЬЕВА Д. Е. и КУЗЬМИНА И. О.

На основании изложенного ПОСТАНОВИЛ:

следственное дело по обвинению ЛОГИНЕВСКОГО, Александра Васильевича направить на Тройку УНКВД ЛО.

Оперсотрудник Леноперсектора: Авотынь

                                  «Согласен» Бригадир 6-й Бригады

                                  Сержант Госбезопасности (Амосов)

 

В 1935 году материалов против Логиневского не хватило на высылку. Теперь тех же материалов хватило на расстрел.

Возможно, Александр Васильевич, как и многие безвестно расстрелянные и захороненные, покоится на Левашовском мемориальном кладбище. А может быть и нет. Может быть, в земле Полигона, которому были отданы годы служения. После революции разные участки Полигона использовались для расстрелов. Судя по свидетельским показаниям – вплоть до Второй мировой войны.

Никого Александр Васильевич не опорочил. Никого из его родных не арестовали. Его зять Александр Вардуль действительно снимался в кинокартине Трауберга «Голубой экспресс», но японским шпионом не был.

Священник Иннокентий Осипович Кузьмин был арестован 26 сентября и расстрелян 3 декабря 1937 года. Помянут в 4-м томе «Ленинградского мартиролога». Кузьмин значится свидетелем в Обвинительном заключении по делу Логиневского. Значит, сначала из него выбивали показания на Логиневского, а затем из Логиневского – на расстрелянного Кузьмина.

Друг Логиневского начальник строительной части Научно-испытательного артиллерийского полигона Евгений Петрович Калиновский расстрелян 23 августа 1937 г. Помянут в 4-м томе «Ленинградского мартиролога». Были репрессированы и многие другие работники Полигона, чьи судьбы изучает историк В. Е. Лукин, служивший на Полигоне, а ныне работник Военно-морского музея.

Артур Соломонович Штамм, за которого вступился Логиневский в 1926 году, был выслан с семьёй в 1935-м г. Дальнейшая судьба неизвестна.

Родные генерал-лейтенанта Федора Дамиановича Ремесникова (а не Ремесленникова, как записал следователь) были репрессированы.

Революционеры Охтинского порохового завода также репрессированы Советской властью. Токарь по металлу завода «Краснознаменец» Александр Иванович Анасовский арестован в 1936 году, сидел в Соловках, расстрелян в Сандармохе по плану 1937 года. Помянут в 6-м томе «Ленинградского мартиролога».

Чекисты Авотынь, Амосов и Хропов не привлекались к ответственности за «нарушения социалистической законности».

Настоятель Всеволожской церкви Александр Васильевич Логиневский реабилитирован 21 июня 1989 года Прокуратурой Ленинградской области. Помянут в 7-м томе «Ленинградского мартиролога», в «Санкт-Петербургском мартирологе» и «Синодике Санкт-Петербургской епархии».

А. Разумов