Шахов Владимир Михайлович

Шахов Владимир Михайлович, 1888 г. р., уроженец г. Ленинград, русский, беспартийный, б. зав. планово-производственным и финансовым сектором товарищества ИЗО, проживал: г. Ленинград, Полтавская ул., д. 5, кв. 7. Административно ссыльный с 1935 г. "по классовости", экономист-плановик Гипрогора в г. Уфа. В 1936 г. осужден по ст. 109 УК РСФСР на 3 года лишения свободы. Отбывал наказание в Лен. производственной ИТК № 1. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 19 ноября 1937 г.

  

О ДЕДЕ

Владимир Михайлович Шахов. 1932 г.     Владимир Михайлович Шахов с женой Лидией Васильевной. 1915 г.

Мой дед, Шахов Владимир Михайлович, родился в 1888 г. в купеческой семье в Санкт-Петербурге. Образование – Санкт-Петербургский университет, факультеты экономический и филологический.

Его супруга Лидия Васильевна, рождения 1898 г., окончила Смольный институт, знала шесть языков.

Это была не только высокообразованная семья, а интеллигентная в высоком смысле этого слова – высоконравственная. Они не только хорошо знали Библию, но и руководствовались в жизни десятью заповедями. Дед был человек законопослушный – против Советской власти не воевал, какое-то время служил в РККА.
Дед очень любил жену и сына.

Владимир Сергеевич Шахов,
С.-Петербург

Экономист-плановик Владимир Михайлович Шахов работал в товариществе ИЗО. После убийства Кирова был выслан как «классово чуждый элемент» из Ленинграда в Уфу. В ссылке работал по специальности. Был арестован 28 мая 1936 г. и доставлен в Ленинград по делу товарищества ИЗО. 13 июля 1936 г. осужден на 3 года лишения свободы и направлен отбывать наказание в исправительно-трудовую колонию № 1 на Константиноградской улице (пересыльная тюрьма).

Осенью 1936 г. на Шахова была заведена «первичная разработка», основанием для которой послужили донесения осведомителей:

«Шахов ярый контрреволюционер и ненавистник Советской власти, рассказывая о себе, о своих частых в прошлом поездках за границу, он восхваляет жизнь за границей, говорит про идеальный порядок, в особенности в Берлине. Восхваляет художников-реалистов старой школы, а молодые художники-комсомольцы сплошь бездарность»; «Про стахановское движение в тюрьме говорит и называет таковое „потогонной системой“»; «примерно в 17 часов в камере № 40 сказал в присутствии з/к з/к Григорьева, Корбовского, Лобановского, что если раньше в магазинах покупали куличи, то теперь нас потчуют первомайской булкой и, вынув из тумбочки кулич, высоко поднял его, прибавил, не угодно ли убедиться, а потом разрезав на куски угощал выше поименованных з/к», «в производственной части ИТК № 1 сгруппировалась группа з/к в составе Шахова, Арефьева и Семигановского, которые настроены антисоветски, среди заключенных эта группа носит название «Члены масонской ложи». Ведут антисоветские разговоры».

В менее жестокое время «за разговоры» могли прибавить срок. Но Шахова взяли под стражу и перевели в следственную тюрьму 27 июля 1937 г., в канун операции по приказу НКВД № 00447. Дело группы заключённых, бывших дворян и офицеров, быстро приобрело расстрельный характер. Начальник Отдела лагерей, мест заключения и трудовых поселений УНКВД ЛО капитан госбезопасности Дукис подписал Обвинительное заключение по делу с решением: «Направить на Тройку УНКВД ЛО по I категории».

15 ноября 1937 г. Особая тройка УНКВД ЛО рассмотрела протокол № 151 и вынесла решение о расстреле группы заключённых. 19 ноября Шахов и его однодельцы Николай Иванович Арефьев, Михаил Арсентьевич Лыков и Борис Павлович Семигановский были расстреляны. Реабилитировали их в 1989 г. Возможное место захоронения – Левашовское мемориальное кладбище. Помянуты в 4-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.