Золотарев Владимир Константинович

Золотарев Владимир Константинович, 1908 г. р., уроженец д. Слобода Поповка Изюмского у. Харьковской губ., русский, член ВКП(б) в 1925-1935 гг., поездной машинист паровозного депо ст. Лодейное Поле Кировской ж. д. Арестован 16 февраля 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 25 августа 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 25 августа 1937 г.


ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ЗОЛОТАРЁВ

 

Письмо брата В. К. Золотарева, 1991 г.

                                                                                        Ленинградский областной
                                                                                        совет народных депутатов

 

Прошу вас включить в книгу памяти жертв сталинского режима Золотарёва Владимира Константиновича, 1907 г. рождения, уроженца г. Лодейное Поле.

В феврале месяце 1937 года, находясь в доме отдыха на ст. Сиверская, он был арестован и пропал без вести. На наши обращения в центральные органы власти при жизни Сталина мы получали неоднократные ответы, что Золотарев В. К. осуждён без права переписки.

В 1963 г. при обращении в адрес Н. С. Хрущёва мы получили ответ, что Золотарев В. К. умер в тюрьме, в августе 1939 г. Он мой брат.

К. К. Золотарев, г. Апатиты Мурманской обл.

 

Из письма лодейнопольского краеведа И. В. Стрекаловой, 1996 г.

Я ознакомилась с I томом «Мартиролога» и в нашей местной газете «Лодейное Поле» дала публикацию об издании, что сразу нашло отклик наших читателей.

Именно они, наши старожилы, обратили моё внимание на то, что в опубликованном мною списке погибших лодейнопольцев (все имена были взяты из I тома) нет многих из тех, кто погиб в августе – сентябре 1937 г., поэтому прошу нижеприведённые сведения перепроверить и в виде дополнения включить во II том.

А именно, не включены в I том: Городецкий Павел Лукьянович (мне писала его дочь из Кишинёва), Золотарёв Владимир Константинович, Куликов Фёдор Васильевич (его сын проживает в г. Подпорожье), Никитин Иван Иванович (его имя опубликовано в Мартирологе «Вечернего Петербурга»), Павлов Герасим Павлович, Савельев Николай Алексеевич (его дочь проживает в г. Теплогорске Луганской обл., Украина).

Известно, что вместе с этими железнодорожниками были арестованы и другие.

Из газетной заметки П. Глебова «О некоторых методах вредительства в Лодейнопольских паровозных мастерских» (Кировская магистраль. 1937. № 118, 20 июля): «В Лодейнопольских паровозных мастерских органами НКВД вскрыта контрреволюционная троцкистско-зиновьевская группа, долгое время занимавшаяся вредительством в ремонте паровозов. Во главе этой группы стоял бывший начальник мастерских Городецкий и бывший главный механик Савельев. Общее руководство осуществлял бывший начальник паровозной службы дороги Богданов». В своей заметке П. Глебов приводил примеры вредительства, упоминал о новом начальнике мастерских Ухине, о Русакове, о членах той же «компании вредителей»: бывшем инспекторе Бусселе, бывшем колёсном мастере Ясинском.

Ирина Владимировна Стрекалова, ст. научный сотрудник Лодейнопольского историко-краеведческого музея, директор музея «Александро-Свирский монастырь»

 

И. В. Стрекалова передала редакции «Ленинградского мартиролога» собранные ею материалы – рукопись «Лодейнопольский мартиролог» (59 страниц, фотоиллюстрации).

В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» мы опубликовали имена лодейнопольцев, приговорённых к расстрелу Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 25 августа 1937 г. по делу «контрреволюционной вредительской организации» в Лодейнопольских паровозоремонтных мастерских. Среди «вредителей» (расстрелянных в тот же день, 25 августа) оказались: В. В. Аристаров, А. А. Буссель, С. И. Высоков, С. В. Голованов, П. Л. Городецкий, Д. Я. Гурлов, П. Н. Грюнберг (лучший машинист депо по итогам 1936 г., награждённый наркомовской премией), В. К. Золотарёв, Ф. В. Куликов, И. В. Макаров, Г. П. Павлов, А. А. Рейнберг, П. И. Русаков, И. А. Сабанин, Н. А. Савельев, Д. И. Семёнов, В. М. Фаренник, Е. Ф. Ясинский. (7 сентября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии были осуждены на 10 лет ИТЛ поездной машинист Александр Васильевич Горсков и слесарь Иван Петрович Аржаницын.)

Кладовщик Мандрогского пункта Свирьского леспромхоза И. И. Никитин В данном томе помянут в 5-м томе «Ленинградского мартиролога».

В каждом томе нашего Мартиролога можно отыскать имена расстрелянных лодейнопольцев. В каждом томе – множество имён расстрелянных железнодорожников. Член редколлегии «Ленинградского мартиролога» Е. В. Вольский составил Книгу памяти железнодорожников, расстрелянных в Ленинграде.

Анатолий Разумов

 

ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ЗОЛОТАРЁВ

Пишет Вам племянница Золотарёва Владимира Константиновича, осуждённого 25 августа 1937 года по делу «контрреволюционной вредительской организации» в Лодейнопольских паровозоремонтных мастерских и в тот же день расстрелянного. Эти сведения мне стали известны из книги «Ленинградский мартиролог», том 4.

Мой дядя погиб задолго до моего рождения, но я выросла в семье его мамы, моей бабушки, Марии Власовны Золотарёвой, и 1937 год в нашей семье неразрывно связан с его трагической судьбой. Со слов бабушки и моей мамы, Елены Константиновны – его младшей сестры, а также и от соседей, знавших моего дядю, могу сказать, что это был красивый, сильный, мужественный человек, прекрасный семьянин и передовик производства – стахановец. К моменту ареста в его семье было трое детей: сын и две дочери. Жена – Золотарёва Клавдия Александровна с первого дня его ареста пыталась доказать его невиновность, беспочвенность и абсурдность обвинений; многократно ездила из Лодейного Поля в Ленинград, настаивала во всех доступных ей инстанциях на освобождении мужа.

В результате Клавдия Александровна была уволена с работы, выселена из квартиры вместе с детьми, а затем и арестована – в 1938 году. Она была осуждена на 8 лет лагерей как жена «врага народа». В этом же году умерли обе их малолетние дочери, а сына Виктора взяли на воспитание бабушка и дедушка – родители Клавдии Александровны.

Отбыв полностью 8-летний срок в разных лагерях ГУЛАГа, она вернулась в Лодейное Поле. С большим трудом устроившись на работу санитаркой в больницу, она продолжала хлопотать о реабилитации мужа, однако только в 60-х годах прошлого века смогла получить документ о полной реабилитации мужа и его полной невиновности. Указано было, что он умер от пневмонии в 1942 году. Место смерти и захоронения не было названо.

Клавдия Александровна умерла в 1987 году. На пересмотр своего «дела» она документов не подавала, считая, что её жизнь уже позади. Главным для неё был факт реабилитации мужа.

Мама дяди Володи (моя бабушка) до самой своей смерти – она умерла в возрасте 86 лет – не верила в его гибель и ждала его возвращения постоянно.

После ареста дяди Володи его младший брат Николай был исключён с последнего курса железнодорожного техникума. Но во время войны он был зачислен на офицерские курсы, был командиром конной разведки и погиб в 1942 году под Синявином. Сын Виктор, мой двоюродный брат, до 16 лет жил с бабушкой и дедушкой – до возвращения Клавдии Александровны из тюрьмы. Затем учился, служил в рядах Советской армии. Он вырос добрым, порядочным, честным человеком. Работал механиком в автоколонне, пользовался уважением сослуживцев. Как и отец, был хорошим семьянином, воспитал двух дочерей. Он, к сожалению, рано умер от инфаркта миокарда, не дожив до 50-летия несколько дней.

На сегодняшний день у моего дяди, Золотарева Владимира Константиновича, имеются две взрослые внучки, растут две правнучки и один правнук. Память о дяде Володе свято хранится в нашей семье. Теперь мы имеем возможность помянуть его в скорбную дату на месте его гибели и захоронения.

Нина Сергеевна Гаар, г. Лодейное Поле

 

В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» опубликована справка о Владимире Константиновиче Золотарёве, а также письмо его брата – Константина Константиновича Золотарёва и рассказ лодейнопольского краеведа И. В. Стрекаловой о репрессиях в Лодейном Поле.

Клавдия Александровна Золотарёва отбывала срок в Сегежлаге и Карлаге. Помянута в Книге памяти «Узницы „АЛЖИРа“: Список женщин – заключённых Акмолинского и других отделений Карлага» (М., 2003).

Анатолий Разумов